Учёба изнутри. Что дает детям дородовое воспитание

14.11.2012 Развитие

Учёба изнутри. Что дает детям дородовое воспитание

Беременные женщины, исполняющие песни и декламирующие стихи своим ещё не рождённым детям, — не странность, а новое веяние из Европы. В Украине приобретает популярность внутриутробное воспитание

Преподаватель французского языка Анна Калюх во время беременности отправилась с мужем на море. Вдоволь плавала, ныряла, а, вернувшись в Киев, родила здорового мальчика Ярослава. Женщина уверена: если бы тогда не провела столько времени в воде, её годовалый сын так не любил бы купаться. Сейчас Калюх ждёт второго ребёнка и мечтает пойти на водную гимнастику для беременных. Анна не единственная, кто искренне верит, что пренатальное воспитание (обучение ребёнка в утробе матери) влияет на развитие плода. На многочисленных форумах в интернете будущие мамы признаются, что читают философские книги в надежде повлиять на умственные способности сына и пишут картины, мечтая, что дочь будет творчески одарённой. Главврач Киевского городского центра репродуктивной и перинатальной медицины Оксана Горикова объясняет: «Если женщина во время беременности слушает классическую музыку, это не значит, что её сын родится Моцартом. И то, что ребёнок любит воду, не связано с тем, что его мама много плавала». Горикова уверена: всё дело в положительных эмоциях и хорошей физической подготовке, а вовсе не в волшебном влиянии танцев, лепки и рисования, но украинки пробуют всё, чтобы развивать своего малыша с момента зачатия.

На Западе пренатальное воспитание выделили в самостоятельную ветвь психологии развития ещё в 70-е годы. Но в Украине этим вопросом вплотную занялись только сейчас. Министерство образования и науки, молодёжи и спорта взялось за подготовку соответствующих специалистов. Сегодня в Украине функционируют шесть региональных перинатальных центров — в Киеве, Житомире, Кировограде, Днепропетровске, Харькове и Донецке. Ещё пять откроются до конца 2012 года — в Тернополе, Одессе, Полтаве, Луганске и Симферополе. Но обучают там в основном азам: как будущим мамам питаться, какие физические нагрузки нужны и что их вообще ждёт во время родов. Но женщинам информации явно не хватает, и они отправляются за знаниями в интернет. Только на портале «Я беременна» (pregnancy.org.ua) зарегистрировано более 38 000 пользователей, активно обсуждающих перинатальное воспитание и ведущих тематические блоги.

Воспитание чувств
Детский психолог Валерия Лёгкая беременна — её дочка Аврора должна появиться на свет в декабре. Развитием малышки будущая мама занимается сама. Она уверена: в женских консультациях дают только поверхностные знания: «Информацию получили, и всё, никто не контролирует психологическое состояние беременных. А большинство украинок думают так: в Советском Союзе никакого внутриутробного воспитания не было, а мы все нормальными выросли, так зачем это вообще надо?» В обсуждениях одного из форумов пользователь Olaska пишет: «Для меня большая загадка, что значит «заниматься внутриутробно». И добавляет, что абсолютно все мамаши разговаривают со своими животами, но называть это «занятиями» язык не поворачивается, а уж тем более делать выводы об их влиянии на ребёнка. Однако соратники по форуму быстро забрасывают девушку ссылками на статьи психологов и педагогов.

Сегодня выделяют три основных этапа развития системы пренатального воспитания, объясняют специалисты частного центра «МамаПрофи». Первый этап получил название «семейный» и продлился в Европе до начала XVII века. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали законы для матерей и супружеских пар, которые обеспечивали ребёнку наилучшие условия для жизни и развития. В древнем Китае, например, существовала система эмбрионального воспитания «тай-кье» — были организованы специальные клиники, где будущие матери проводили время в покое, окружённые красотой. Второй этап, «медицинский», полностью перекладывал ответственность за беременность и роды на врача. А третий этап, «альтернативный», начался с 1962 года, когда французский гинеколог Мишель Оден организовал первый центр перинатальной подготовки. В настоящее время во всём мире действуют центры, предлагающие медицинское, психолого-консультативное, тренировочное обслуживание. Альтернативное воспитание включает в себя, во-первых, подготовку к естественному рождению, во-вторых, развитие способностей женщины получать информацию о состоянии и поведении ребёнка во время беременности. В-третьих, формирование способности матери изменять своё эмоциональное состояние и передавать его плоду. Четвёртая составляющая касается тесного контакта с другими беременными и пренатальным наставником.

Школа будущей мамы
Валерия Лёгкая утверждает, что наша страна невероятно отстала в области педагогики для ещё не рождённых детей. «Мир уже почти 40 лет в курсе, что воспитывать надо ещё в пузе, а мы до сих пор считаем это сказками», — говорит Валерия. — Во время беременности формируются зачатки самосознания, ребёнок учится сам реагировать и переживать». Вынашивая сына Ярослава, Анна Калюх регулярно ходила на йогу, где её обучали связи с малышом и тому, как правильно сосредотачиваться, находить гармонию в своём положении. «На протяжении девяти месяцев я слушала разную музыку, в основном рок и классику. Занималась воспитанием — например, когда мне не уступали место в транспорте, я говорила Ярику, что вот таким бесчувственным быть нельзя, что нужно всегда быть внимательным к пожилым, инвалидам, беременным и женщинам. Говорила ему, каким бы хотела, чтобы он был, перечисляла разные качества», — рассказывает Анна.

По мнению психолога Валерии Лёгкой, пренатальное воспитание направлено не столько на развитие плода, сколько на подготовку женщины материнству. «Разве может интересовать женщину, морально не созревшую для материнства, развитие её ребёнка? Неосознанность своих психологических проблем, комплексов и блоков — серьёзная преграда перед принятием будущего малыша», — объясняет Валерия. Психолог уверена: тестирование специалистом-пренатальщиком полезно каждой беременной женщине. На ранних сроках это даёт возможность выявить психологические проблемы, чтобы в дальнейшем работать с ними путём коррекции, терапии. И добавляет о важности соответствующей подготовки: «В своё время я работала в центре раннего развития. Может, я слишком требовательна к себе, но считаю, что половина моих коллег относились к своим обязанностям халатно. Занятия проходили с маленькими детками, которые жаловались родителям на отсутствие смысла занятия. Значит, можно было дать ему игрушки, и пусть сам поиграет. А вот с беременными женщинами это не пройдёт». Специалист-пренатальщик должен сам верить в то, что делает, ведь он помогает воспитывать следующее поколение в самом начале его развития.

Талантливые до рождения
Будущие мамы уверены: то, чем они будут заниматься во время беременности, непременно отразится на их малыше

Пение
В систему музыкального оздоровления «Сонатал» входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с режимом дня беременной женщины и биоритмами плода. Малыш слушает, как поёт его мама, и у него формируется мировосприятие.

Боди-арт
Рисование красками на округлившемся животе — не просто способ самовыражения, но и физиологически полезная процедура. Процесс рисования — это лёгкий расслабляющий массаж для мамы и её малыша. А психологи добавляют, что ребёнку передаётся положительная творческая энергетика.

Восточные танцы
Танец живота полезен на любом сроке беременности, более того — курс рассчитан на людей без особой физической подготовки и не имеет никаких противопоказаний. В ходе занятия тренируются мышцы, участвующие в родах, и проводится профилактика разрывов.

Рисование
Занятия для беременных проводятся не для достижения результата, а ради процесса. Во время рисования женщина расслабляется, концентрируется и учится чувствовать своего малыша. Зачастую будущих мам просят изобразить на полотне эмоции, которые они испытали, узнав о беременности, или когда ребёнок первый раз пошевелился.

Сказкотерапия
Этот курс позволяет женщине развивать свою фантазию. Если её что-то волнует, она дистанцируется от проблемы и перенимает опыт фантастических героев, наполняясь положительными эмоциями. Сказкотерапию лучше начинать с пятого месяца беременности, когда малыш распознаёт голоса на разных частотах.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также