-
Сокращаем использование детьми гаджетов
09.03.2023 Воспитание
-
Использование детьми мобильных телефонов и компьютеров – одна из самых острых тем, о которой спорят родители. Разумеется, Интернет значительно облегчил нашу повседневную жизнь. Но теперь мы чувствуем себя беспомощными, когда Интернет пропадает. И наши дети будут чувствовать это еще острее, поскольку Интернет имеет на них сильное влияние с ранних лет. Если без использования мобильного телефона вы не можете нормально покормить ребенка или включаете ему мультфильмы на планшете, чтобы занять его, вы приносите ему больше вреда, чем вы думаете.
Почему так важно сокращать время использования электронных устройств для детей
Использование электронных устройств детьми – тема, которая беспокоит многих родителей. И на это есть причины. Конечно, ребенок должен знать, как пользоваться электронными устройствами (и, если он это знает, для многих родителей это является поводом для гордости). Однако не стоит учить этому ребенка в раннем возрасте. В возрасте 5-6 лет мозг ребенка быстро развивается, и на него может повлиять кто и что угодно: люди, с которыми он общается, места, в которых он бывает, окружающие его вещи и т. д. Можно только представить, как будет развиваться ребенок, если все социальные взаимодействия у него заменят электронные устройста.
Главные проблемы, вызванные чрезмерным использованием электронных устройств
Рассмотрим несколько главных проблем, связанных с ранним использованием электронных устройств.
1. Электронные устройства могут нарушить режим сна ребенка.
Подсветка экранов электронных устройств имитирует солнечный свет. Из-за этого у ребенка нарушаются циклы сна и бодрствования. Это происходит из-за того, что воздействие голубого света от экранов подавляет выработку в организме ребенка гормона мелатонина, который отвечает за режим сна. Чем ниже уровень мелатонина, тем более ребенок сонлив в течение дня, особенно если он использует смартфон по ночам. Не стоит объяснять, насколько сон необходим растущему организму.
2. Электронные устройства могут помешать развитию речи и концентрации внимания.
Эксперты доказали, что чем больше дети используют электронные устройства в раннем возрасте, тем выше вероятность, что они начнут говорить позже, чем их сверстники. Если увеличить ежедневное использование электронных устройств на 30 минут, это повысит риск задержки речевого развития на 49%.
Эксперты также отмечают, что за последнее время участились случаи, когда дети начинают говорить слишком поздно или говорят слишком мало слов. Вероятно, это также связано с тем, что они слишком много времени проводят перед экранами электронных устройств.
3. Электронные устройства вызывают у ребенка проблемы с поведением.
Поскольку дети очень чувствительны, излишнее использование электронных устройств может вызвать у них агрессию и плохое поведение.
Недавнее исследование канадских психологов показало, что дети, которые используют электронные устройства более 30 минут в день, страдают от плохой концентрации внимания и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Если же контент, который просматривают при этом дети, не соответствует их возрасту, это может плохо повлиять на их поведение и общее развитие.
4. Из-за электронных устройств дети становятся менее активными физически.
Этот пункт не требует подробного объяснения – это касается и детей, и взрослых. Наше поколение в детстве играло и общалось со сверстниками. Сегодня же все больше маленьких детей проводят свободное время за экранами смартфонов.
Отсутствие физической активности и игры могут навредить неокрепшему организму ребенка. У него может появиться избыточный вес или сформироваться неправильная осанка. Чтобы развиваться физически, дети должны меньше сидеть на месте, а больше двигаться, и поэтому электронные устройства приносят им больше вреда, чем пользы.
Что говорят эксперты
Эксперты по детскому развитию, психологи и воспитатели детских садов единогласны во мнении, что использование электронных устройств детьми имеет больше недостатков, чем преимуществ. Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети долго не могут научиться писать или даже держать в руках ручку или карандаш. Это связано с тем, что раньше популярным занятием для детей было рисование, а сегодня вместо этого они играют мобильными телефонами. В результате у них плохо развивается мелкая моторика, и они могут только нажимать на кнопки или двигать пальцем вправо и влево (как при использовании смартфона). Когда дети идут в школу, им трудно научиться писать и выработать красивый почерк.
Отсутствие социального взаимодействия из-за того, что дети много времени проводят за смартфонами, приводит к гиперактивности, невнимательности и депрессии у детей. Такие симптомы в последнее время участились.
Эксперты ставят под сомнение даже развивающие приложения для детей. По их мнению, знания и навыки, которые дети получают из мобильных приложений, они могут получить и в более позднем возрасте. В дошкольном же возрасте дети должны развиваться через социальное взаимодействие и игру. И это нельзя заменять цифровыми технологиями. По словам экспертов, и в случае использования мобильного приложения, и во время игры дети учатся следовать инструкциям. Но, когда инструкция исходит от человека (сверстника или взрослого), она более персонализирована.
Могут ли электронные устройства вызывать зависимость у детей?
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что использование электронных устройств приводит к резкому повышению уровня гормона дофамина (более известного как «гормон радости»). Поэтому ребенок стремится использовать электронные устройства еще больше. Подобное поведение возникает у людей и в случае со сладостями, социальными сетями. Такой же механизм приводит и к возникновению наркотической зависимости.
Какой вывод можно сделать из этого? Чем больше ребенок получает того, от чего он получает удовольствие (будь-то вещь или нематериальное поощрение, например, похвала, которая стимулирует центр удовольствия в его головном мозге), тем выше поднимается уровень дофамина в его организме. Это побуждает его еще больше стремиться к тому, что приносит ему радость, в нашем случае – проводить больше времени за экраном смартфона.
Но мозг ребенка все еще недостаточо развит, и избыток дофамина может создать излишнюю нагрузку на систему вознаграждения в головном мозге. Ребенок может искать любой способ повысить уровень дофамина, когда не будет получать его естественным способом. И поэтому одной серии любимого мультфильма на смартфоне ему уже будет недостаточно.
Сколько времени дети могут пользоваться электронными устройствами?
Очевидно, что длительное использование смартфонов приносит вред маленьким детям. Педиатры и эксперты по детскому развитию рекомендуют:
не давать детям до полутора лет электронные устройства;
ребенок может смотреть только качественный контент, соответствующий его возрасту, вместе с родителями только с возраста полутора-двух лет;
ребенку от двух до пяти лет можно позволять смотреть контент, соответствующий его возрасту, не более часа в день.
Также вы можете устраивать раз в неделю «день без смартфонов», в течение которого ребенок не будет пользоваться электронными устройствами. Придумайте веселые занятия для ребенка, которые отвлекут его от смартфона и дадут вам возможность пообщаться. Возможно, вам захочется устраивать «дни без смартфонов» чаще.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »