-
Смоленский учитель Сергей Ермоловский — «классный папа» на все 100!
23.06.2014 Другие статьи
-
Сергею Ермоловскому 26 лет. Последние пять лет он преподает математику и информатику в педагогическом лицее-интернате имени Кирилла и Мефодия в Смоленске. И не было бы в этом ничего необычного, если бы не результаты его учеников на ЕГЭ. 2013 год — три «стобалльника» по информатике. 2014-й — три «стобалльника» по математике, кстати, единственных в Смоленской области. А средний балл работ его ребят — 75,8. И это притом, что нынче на экзамене было невозможно списать или воспользоваться «шпорой». Пока я шла на это интервью, в голове крутился лишь один вопрос: «Как молодой специалист смог достичь столько выдающихся результатов?»
— Сергей, вы, наверное, обладаете сверхспособностями и учите школьников, как можно получать из космоса правильные ответы на тесты ЕГЭ?
— Нет (улыбается). Для меня три 100-балльных результата моих учеников тоже стали сюрпризом.
— А в чем тогда секрет успеха?
— Универсального рецепта не существует. Просто «горю» на работе. Часто по вечерам общаюсь с ребятами в социальных сетях: присылают задачи, просят помочь с решением или проверить их варианты. Ведь нацеленность на 100 баллов должна быть не только у выпускников, но и у учителя. Особых образовательных методик не практикую, школьную программу преподаю по самым обычным учебникам. Никогда не использую на уроках сборники с тестами прошлых лет. Зато слежу за актуальными новинками: просиживаю все выходные на посвященных ЕГЭ форумах и сайтах, выискиваю интересные задания.
— С момента введения госэкзамена и по сей день эксперты продолжают спорить: отражает ли ЕГЭ объективные знания учеников? Ваше мнение по этому поводу.
— Если говорить о 100-балльниках, то да. Получить высший результат неимоверно сложно. С другой стороны, набрать минимальные 20 баллов можно, решив три (!) самых простых задачи из части «B». Причем необходимые для этого знания не выходят за рамки программы пятого класса: «Сколько будет стоить футболка за 100 рублей после 10-процентной скидки?» А набрать 60-70 баллов, «натаскав» ученика среднего уровня, тоже элементарно. Ведь задания B1-B15, С1-С3 — однотипные. И только последние три задания части «С» могут продемонстрировать реальные знания в математике. Кстати, на заре становления ЕГЭ (в 2003-2004 годах) он охватывал значительно больше тем по математике, чем сейчас.
— Вы со своими 100-балльниками выходили за рамки школьной программы?
— Безусловно. Мы прорешали от корки до корки все методички, которые нам присылают из Московского физико-технического института. Уверен, только внеклассная работа позволила ребятам выйти на уровень заданий C4-C6. Кстати, один из «чемпионов» — Альберт Нагапетян — победитель областной олимпиады по математике этого года. Артем Яковлев неоднократно становился призером региональных математических олимпиад. А Настя Никитина, хоть и не достигла столь внушительных успехов в этих интеллектуальных соревнованиях, но зато самая трудолюбивая из этой звездной троицы.
— А какими качествами еще должны обладать потенциальные 100-балльники, кроме желания учиться?
— Знаете, как говорят: гений — это 99 процентов труда и один процент таланта. Без этого, увы, не обойтись. Хотя в последнее время на различных научных педагогических конференциях и семинарах среди «высших умов», которые даже не сталкиваются с работой в школе, стало популярным утверждение: все зависит от преподавателя. Мол, при желании обучить математике можно и обезьяну. Я с этим не согласен. «Царица наук» — это искусство. Она требует определенного склада мышления, логики, умения рассуждать и делать выводы. Поэтому искра божья — завершающий и очень важный штрих.
— С талантом все понятно: он или есть, или нет. А как мотивировать молодого человека корпеть над учебниками?
— Как правило, дети выбирают самого доброго, отзывчивого педагога и тянутся к нему и его предмету. А излишняя строгость предметника их отпугивает: если постоянно закручивать гайки, резьба «слетает» и ученик «сломается». Поэтому я стараюсь выстраивать доверительные отношения, быть их старшим товарищем, а не надзирателем. Они не боятся делать ошибки и знают, что ко мне всегда можно подойти с каким-нибудь вопросом. А если вижу, что кто-то не хочет трудиться, советую идти работать, к примеру, плиточником. Там высшее образование не нужно, а зарплаты весьма приличные.
— А для вас ребята кто?
— В разговорах со своими друзьями я называю их «моими детьми». И это не штамп! Друзья отвечают: дети у тебя будут, когда ты наконец-то женишься, а школьники — просто ученики. Но я так не считаю. В свои 26 чувствую себя многодетным классным папой.
— Все говорят о стрессе, который испытывают выпускники во время ЕГЭ. А что чувствовали вы?
— Ужасное волнение! Мне, как и любому другому учителю математики, нельзя было находиться на пункте проведения экзамена. Но перед его началом я приехал к ребятам, старался поддержать, желал удачи, попросил сидеть в аудиториях «до упора». Потом снова встретил их, спрашивал, какие были задания, что смогли решить, что — не получилось. А в те часы, когда мои дети решали тесты, меня бил жуткий мандраж. Если ученики в это время могли повлиять на свою судьбу, то я был абсолютно беспомощным. Потом были дни мучительного ожидания результатов…
— А как вы узнали о своей безоговорочной учительской победе?
— 16 июня после обеда позвонили из департамента по образованию и сказали приезжать за результатами. Вызвался отвезти завуча на своей машине. Те три минуты, которые Наталья Владимировна провела в одном из кабинетов департамента, я нервничал, мерил коридор шагами, мечтал хотя бы об одном 100-балльнике. А после фразы «Нагапетян, Никитина, Яковлев набрали максимальные баллы» я даже подпрыгнул! Спускаясь по лестнице, кричал «Ура!» Вахтерша смотрела на меня как на ненормального. Когда в кабинете директора лицея увидел результаты своими глазами, сдержаться уже не мог: прыгал, топал ногами, смеялся. Ребята ждали меня в классе. 100-балльники бросились обниматься. Это один из самых счастливых моментов в моей жизни. Даже несмотря на проигранное пари.
— Пари?
— У нас в лицее есть качалка. Мои одиннадцатиклассники долго пытались меня туда затащить. Но со спортом я «на вы». А как-то в апреле мы поспорили: если кто-то сдаст ЕГЭ на 100 баллов, пойду с ними на тренировку. Вчера была первая, еще две впереди.
— Какие профессиональные планы на будущее строит человек, который уже достиг такого успеха?
— Теперь моя цель — подготовить победителя Всероссийской олимпиады по математике.
— Вы, наверное, в школе были отличником?
— Закончил лицей имени Кирилла и Мефодия с «серебряной» медалью. В аттестате значились одни «пятерки», но в 10 классе умудрился схлопотать «хорошо» в первом полугодии по русскому или английскому языку, точно уже не помню.
— Мечтали стать учителем?
— Нет. Вообще никогда не видел себя в школе в качестве преподавателя. Но на третьем курсе физико-математического факультета педуниверситета (теперь — СмолГУ) пришел в лицей и сказал, что хочу работать. Меня взяли учителем-консультантом: проводил отработки пропущенных уроков, разъяснял непонятный материал. Помню, первая зарплата была 700 рублей. Через год мне доверили вести информатику. А еще через два, когда закончил вуз, стал учителем математики. Теперь «затянуло» окончательно и бесповоротно. Постоянно езжу на различные стажировки. Был в Рязани на «Форуме молодых специалистов-2007», на педагогических марафонах по математике в Москве, прошел курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики. А курсы по работе с талантливыми и одаренными детьми в МФТИ, которые начались 19 июня, пришлось пропустить. Выпускной моих ребят важнее.
— Кроме математики и любимых учеников в вашей жизни что-нибудь есть? Как восстанавливаете силы?
— Хотя я и обожаю свою профессию, но, чтобы зарабатывать более-менее нормальные деньги, приходится трудится на две ставки. Плюс классное руководство, проверка тетрадей, верстка лицейской газеты. Поэтому времени ни на что не хватает. Изредка езжу на концерты любимых музыкантов. Недавно повезло: в Минске 3 апреля выступали «Звери», а 5-го — «Би-2». Попал на оба шоу. Еще люблю почитать что-нибудь «легкое» — в основном, детективы и прочую беллетристику. Иногда выкраиваю часок на компьютерные игры: гоняю мяч по футбольному полю с другом через интернет. Здорово «очищает» мозги.Сдать ЕГЭ на высокий балл можно и без репетитора
Совет от учителя-чемпиона Сергея Ермоловского:
Все задачи из части «В» берут из открытого банка заданий. Затем их компилируют в различные варианты. Представить себе, что один ученик решит несколько тысяч примеров, сложно. Но группе молодых математиков это оказалось по зубам. Они-то и создали интернет-портал решуегэ.рф. Зайди на электронный ресурс, попробуй свои силы. Не получилось? Не беда: на странице есть решения и рекомендации. Закрепи знания, решая подобные примеры.
Еще один замечательный сайт — alexlarin.net. Его автор — учитель и репетитор из столицы Александр Ларин. Здесь есть форум, генератор вариантов ЕГЭ, самые сложные и интересные задачи, курсы его лекций, дополнительная информация об экзамене.автор: Юлия Шенгур
Рабочий путь
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »