-
Психолог: Детская гиперактивность — способ справляться с изменчивой и небезопасной реальностью
06.03.2013 Развитие
-
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это психическое расстройство? Такие дети очень подвижны, они постоянно меняют деятельность и редко что-то доводят до конца.
Что такое детская гиперактивность, откуда берется дефицит внимания и как воспитывать неусидчивого ребенка — рассказала психолог Юлия Коновалова.
Несмотря на то, что в наше время гиперактивность и аутизм чаще обычного встречаются у подрастающих детей, по сути, синдром дефицита внимания – это неспособность удерживать внимание длительное время на одном объекте или действии.
Такие дети очень подвижны, они постоянно меняют деятельность и редко что-то доводят до конца. Такие образы как «шило в одном месте», «что вижу, о том и пою» — очень подходят для таких деток. Справка Гиперактивность — это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство.
Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, трудные роды, свинцовое отравление или неправильное питание.
Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей.Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет.
Они могут увидеть птичку и, подражая ей, начать бегать, потом их взгляд зацепится за игрушку и они начинают в нее играть, потом их отвлечет шорох, и они будут рассказывать, что там происходит — и так постоянно.
Их воображение часто очень подвижно, а фантазия богата. Они начинают рассказывать какие-то невероятные истории, но их внимания редко хватает на то, чтобы эти истории закончить.
Информационная перегрузка
Есть теория о том, что в наше время пространство очень сильно перегружено информацией и объектами, в принципе, даже взрослому человеку очень сложно концентрироваться в условиях мегаполиса. Когда детская психика не справляется с переживанием реальности, ребенок от нее «уходит» в другие миры.
Когда ребенок начинает жить во всех мирах одновременно, в том числе фантазийных, и не может задержаться в одном из них – это похоже на гиперактивность. В любом случае – это способ справляться с реальностью, которая постоянно меняется и в которой некомфортно, небезопасно, слишком тревожно.
Спровоцировать более яркое проявление СДВГ способны травмирующие события – такие как переезд, развод родителей или другие серьезные изменения в жизни ребенка. Но для развития синдрома дефицита внимания должна быть предрасположенность и психическое нарушение. К 4-5 годам нарушение уже хорошо видно, а к 6-7 проявляется в полной мере.
Если вы когда-нибудь пробовали хотя бы в течение нескольких часов повторять все действия, которые совершает маленький ребенок, вы знаете, что на несколько часов не хватает практически ни одного взрослого – мы устаем гораздо раньше, тогда когда ребенок продолжает играть в свои игры как ни в чем не бывало.
Ребенок с СДВГ активнее обычного во много раз. Конечно, с таким детенышем очень непросто приходится и родителям, и учителям. Часто таких детей пытаются заставить сидеть смирно, долго молчать, но все безрезультатно. Малыш честно будет стараться, но через какое-то время можно заметить, как его тело само начинает подергиваться, елозить и совершать движения. Хотя ребенок все еще старается. Пожалейте ребенка – он сам не понимает, что с ним происходит и оттого, что у него не получается выполнять ваши требования, его тревожность только усиливается. Что в свою очередь только усугубляет ситуацию.
Границы и распорядок
В воспитании таких особых деток родителям придется запастись терпением. Только методичное и постоянное закрепление границ способствует развитию концентрации внимания. Хотя бы несколько раз в день ловите своего ребенка и фиксируйте в объятиях. Он получает опыт остановки и ощущение внешней границы, которую выдерживает спокойный взрослый. Для таких деток очень важно ритмизировать распорядок дня.
Оптимально, чтобы одни и те же действия выполнялись в одной и той же последовательности в одно и то же время. Если это не совсем получается, то хотя бы выдерживать последовательность. Например, в школу идем только после завтрака. И никак иначе.
Также для таких деток важно постоянно выполнять упражнения на внимание, но просто так сразу сесть и начать заниматься – это у них не получится, потому что в их теле очень много энергии, которая отвлекает. Поэтому перед занятиями очень хорошо создать возможность физического утомления.
Направить деятельность таким образом, чтобы ребенок набегался, напрыгался, устал и после этого у вас будет 10-15 минут на то, чтобы поделать упражнения на концентрацию внимания. Очень здорово, если в жизни таких деток появляется активный спорт – например футбол, чтобы они могли физически уставать. В построении графика занятий или выполнения заданий учитывайте ритм – активно-спокойно-активно-спокойно.
Всегда сначала должна быть физическая активность, а потом выполнение заданий.
Часто синдром дефицита внимания сопровождается нарушением сна. И по назначению врача можно принимать слабые препараты, чтобы ребенок мог получать отдых и восстанавливать силы.
Но самое важное, как всегда – это терпение родителя, его любовь и принятие особенностей своего ребенка.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »