-
Поведенческие проблемы, полезные для детей
19.10.2021 Воспитание
-
Вы когда-нибудь недоумевали, как легко ваши маленькие ангелочки могут довести вас до белого каления? Как правило, родители получаю удовольствие всего 51 % времени, проведенного вместе с ребенком. Остальные 49 % они тратят на контроль над собственными эмоциями, возникающими при взаимодействии с растущим любознательным чадом, которое еще только учится жить в этом огромном мире и совсем не беспокоится о том, какой эмоциональный ущерб при этом наносит своим родителям.
Далее приводится список «поведенческих проблем» у детей, которые могут свести с ума любого родителя, но с которыми важно научиться справляться, поскольку они являются инструментарием детского обучения, роста и развития.
1. Истерики
Вы готовите ужин для всей семьи. У вас был напряженный день. Вы устали. Ребенок снова и снова просит конфет, более того, требует: «Я хочу конфет прямо сейчас». В какой-то момент вы чувствуете, что вот-вот сорветесь. Вы контролируете себя из последних сил и отвечаете: «В нашей семье сладости едят только после еды». Непрекращающиеся требования конфет вскоре перерастают в вопли, что заставляет вас закипать, как тот суп, который вы готовите на ужин.
Почему дети так себя ведут? Истерики приходят от смешанных чувств гнева и огорчения и указывают на незрелость префронтальной коры головного мозга, которая управляет эмоциями и социальным поведением. Согласно исследованиям, такая незрелость в определенной степени помогает ребенку учить язык гораздо быстрее, чем это делает взрослый человек.
Что в этом хорошего? Истерики показывают, что ребенок умеет свободно выражать свои чувства и не считает их плохими. У некоторых детей истерики также могут свидетельствовать о наличии глубоких эмоций и, соответственно, потенциальных страстей.
Рекомендуемый план действийПрививайте детям речевые навыки и умение контролировать эмоции, описывая их и рассказывая о том, как вы планируете на них реагировать. Например: «Ты сейчас чувствуешь гнев и огорчение. Я подойду и обниму тебя, как только приготовлю суп». Затем игнорируйте истерику до тех пор, пока ребенок не выплеснет свой гнев полностью. Не задавайте малышу вопросы, когда он находится в состоянии гнева. Его мозг все равно не может обрабатывать информацию в состоянии крайнего волнения. Когда гнев ребенка иссякнет и останется только огорчение, утешьте его.
2. Дети легко отвлекаются
Это относится к беспокойным детям, которые не могут усидеть на месте и легко отвлекаются на малейший звук или движение.
Почему дети так себя ведут? Это указывает на «избыток мозга» – больший объем теменной доли головного мозга. По мере взросления проводящие пути нашего мозга «обрезаются» для большей эффективности, что также снижает уровень отвлекаемости и рассеянности.
Что в этом хорошего? Большая теменная доля головного мозга связана с развитием навыков письма, используется для пространственной ориентации и получает большое количество визуальной информации, а также сенсорной информации от прикосновений.
Рекомендуемый план действийВо время обучения держите руки детей занятыми. То есть займите их руки занятием, связанным с изучаемым материалом. Например, обучая их самостоятельно читать, мы можем предложить малышам самим держать книгу, пальцем следить за словами, которые они читают, и переворачивать прочитанные страницы.
При обучении можно позволять беспокойным детям играть в несвязанные с изучаемым материалом игры, например, перебрасываться мячиком, выполняя примеры на сложение, или позволить играть с солдатиками, изучая деление. Основополагающий принцип заключается в том, чтобы помочь малышам определить наилучшие для них индивидуальные условия обучения.
3. Неумение доводить начатое дело до конца
Важно различать, отказывается ли ребенок доводить до конца любые задания или только какие-то определенные. Например, ребенок может самостоятельно складывать паззл из двадцати частей и при этом не раскрашивает до конца задания на раскраску.
Почему дети так себя ведут и что в этом хорошего? Если дети отказываются только от некоторых видов деятельности, это указывает нам на те или иные таланты и наклонности – занятия, в которых они проявляют меньше упорства, наиболее скучны для них. Мы должны стараться давать малышам больше занятий, которые они любят.
Рекомендуемый план действийКак бы то ни было, если недостаток усидчивости входит в привычку или проявляется во многих областях деятельности, нужно стараться привязывать «скучный» материал к интересам детей. Например: «Интересно, насколько быстро должен бежать этот бегун, чтобы обогнать своих соперников. Давай узнаем?». Это один из способов связать математическое понятие скорости с реальным соревнованием и таким образом поддержать мотивацию ребенка.
Для того чтобы дети умели лучше контролировать себя и становились более целеустремленными, учите их разбивать сложные задачи на несколько составных, более мелких и легких частей.
4. Совершение необдуманных, опрометчивых поступков
У вас никогда не выпрыгивало сердце из груди, когда вы видели, как ребенок бежит в сторону проезжей части? А от детских экспериментов со своим образом жизни сжималось ли у вас все внутри?
Почему дети так себя ведут? Лобная доля головного мозга у детей (отвечающая за оценку рисков) еще не так хорошо согласована с остальной частью мозга, как у взрослых людей.
Что в этом хорошего? Дети максимально используют возможности выходить за рамки известного и ступать на неизведанные территории. Это является признаком инновационного потенциала и храбрости.
Рекомендуемый план действийДетей младшего возраста можно физически удерживать в ситуациях, которые могут привести к катастрофическим последствиям (например, не позволять им играть с электрическими розетками). Родителям детей старшего возраста следует совместно с ними выяснить причины, по которым необдуманные решения доставляют им такое удовольствие. Можно ли получить такую же радость более безопасным способом, например, заниматься в детской школе картинга под руководством тренера вместо того, чтобы устраивать гонки (на велосипедах, роликах, самокатах и т. п.) на автомобильных дорогах общего пользования.
5. Прямолинейность, непритворность
Вы когда-нибудь краснели из-за слов, которые дети произносят в публичных местах? Вам никогда не хотелось спрятаться, когда ребенок во всеуслышание заявлял о том, что вы хотели бы скрыть от общественного внимания.
Почему дети так себя ведут? Эмпатия – это навык, которому нужно учиться так же, как, например, езде на велосипеде или арифметике.
Что в этом хорошего? Отсутствие у ребенка боязни выражать то, что он чувствует, свидетельствует о его защищенности, честности и наблюдательности.
Рекомендуемый план действийПомогите малышу понять, что вы чувствуете, когда такие смущающие вас подробности распространяются на публике. Сделайте это мягко, деликатно и в подходящее время. Попросите его не делиться этим публично, чтобы никто не чувствовал себя сконфуженным. Однако будьте готовы к повторению таких высказываний.
6. Несговорчивость, неуступчивость
Вы опаздываете. Вы уже дважды сказали ребенку о том, что он должен закончить свою игру и обуться к выходу. А он, совершенно не обращая внимания на ваше нарастающее отчаяние, продолжает играть, будто вы ни о чем его не просили!
Почему дети так себя ведут? Это происходит только время от времени или постоянно? Ребенок не слушается только вас или всех взрослых, участвующих в его воспитании? Если это происходит время от времени по отношению к определенным людям, такая несговорчивость может отражать их взаимоотношения с ребенком.
Что в этом хорошего? Такая несговорчивость, неуступчивость говорит о том, что ваш ребенок не из тех, кто легко поддается постороннему влиянию, знает, чего он хочет и чего не хочет, и чувствует свободу в выражении собственных предпочтений.
Рекомендуемый план действийДети лучше всего учатся у наставников, которые им нравятся. Это относится и к родителям, потому что родители являются первыми учителями своего ребенка. Задумайтесь о ваших взаимоотношениях и о том, каким образом вы можете улучшить оказываемую малышу поддержку. Например, говорите ли вы машинально ребенку «нет»? Если да, то стоит изменить свою реакцию в ответ на просьбы и действия детей на более позитивную. Например, вместо слов «Нет, не трогай вазу» просто поставьте ее вне досягаемости ребенка или попробуйте переключить его внимание на другое занятие: «А давай будем лепить из пластилина!». Чем не возможность показать ребенку, что вы с ним заодно?
7. Проявления недружелюбия
«Здравствуй, девонька!», – ласково приветствует вашего ребенка консьерж, с которым вы ежедневно видитесь в своем подъезде. Ваша дочь лишь молча смотрит на него и редко удосуживается ответить хоть что-либо.
Почему дети так себя ведут? Не все дети реагируют подобным образом, и хотя такое поведение часто ставит родителей в неловкое положение, детская неразговорчивость и скрытность могут быть наследственными. Ребенок по своей природе может быть спокойным наблюдателем, который сначала некоторое время стоит в стороне и смотрит, а затем начинает действовать.
Что в этом хорошего? Это поведение свидетельствует о сильных качествах ребенка, таких как бдительность и осторожность, необходимых для того, чтобы быть в безопасности. В конце концов, разве они не маленькие дети в огромном взрослом мире?
Рекомендуемый план действийОбъясняйте ребенку, что можно проявлять дружелюбие без излишней доверчивости, и демонстрируйте дружественные приветствия на собственном примере. Возможно, если вы начнете первыми вежливо приветствовать знакомых людей, ребенок последует вашему примеру. Важно обучить малыша тому, что проявлять дружелюбие вполне безопасно и что существуют другие социальные способы защиты, которые можно использовать в случае необходимости.
8. Высокий уровень энергии
«Мамочка, мамочка, почему Саша бегает?». «Потому, что мы на детской площадке, и он находится в поле зрения своей мамы». Буквально через доли секунд ваш ребенок понимает, что он и сам находится в таком же положении, и, не дав вам возможности высказать какие-либо предупреждения, убегает прочь. Через несколько секунд его уже и не видно.
Почему дети так себя ведут? У детей много физической энергии и ими движут любопытство и любознательность.
Что в этом хорошего? Это свидетельствует о желании ребенка исследовать неизвестное, параллельно совершенствуя свои навыки (в данном случае умение бегать), и о его открытости к экспериментам. Физическая активность также способствует интеграционным процессам в белом веществе головного мозга.
Рекомендуемый план действийНайдите безопасные места, в которых дети смогут свободно выплескивать свою энергию и проверять свои физические возможности. Такими местами могут быть парки с батутами и детские площадки. Старшим детям могут подойти такие занятия, как скалолазание, плавание, боевые искусства, спорт или танцы. По сути, мы должны помочь детям понять, что существуют безопасные и специально отведенные места для удовлетворения своих потребностей.
9. Неопрятность, неаккуратность
Неаккуратные игры детей способны свести с ума даже самых терпеливых родителей. Во время приема пищи дети часто разбрасывают еду, лепят из хлеба фигурки зверей и разливают соусы и напитки.
Почему дети так себя ведут? Это попытки задавать вопросы и экспериментировать с различными материалами в поисках ответов.
Что в этом хорошего? Такое поведение ребенка свидетельствует о его склонности к экспериментам и исследованиям, порой можно буквально наблюдать, как работает его мозг, когда ребенок отмечает для себя, что мясо тонет в супе, а некоторые овощи плавают на поверхности.
Рекомендуемый план действийВзрослые должны поддерживать и направлять детей на исследования в игровой форме. Предоставьте детям такие материалы, как песок и воду, глину, пластилин и краски, а также любой реквизит, необходимый для игр. Это поможет малышам понять, что существуют подходящие и неподходящие места для исследования своих потребностей – потребностей в новизне и тактильных ощущениях, которые доставляют им такое огромное удовольствие.
10. Резкая смена настроений
После тяжелого рабочего дня мы хотим видеть счастливого ребенка, который освещает наш день своей лучезарной улыбкой и веселым голосом. Однако из-за определенных событий своего дня ребенок может встретить нас в совершенно противоположном настроении.
Почему дети так себя ведут? Во время взросления практически все дети проходят через периоды капризности, отрицания и неуравновешенности.
Что в этом хорошего? Это свидетельствует о том, что дети могут безопасно и свободно выражать то, что они чувствуют.
Рекомендуемый план действийВажно поддерживать детей, пытаясь смотреть на мир их глазами, сопереживать их чувствам и чутко относиться к тому, как повседневные занятия влияют на их энергию и настроение. (Детей младшего возраста успокаивает предсказуемый график мероприятий.) Кроме того, нужно научить детей, что хотя их эмоции ценны и значимы, способы их выражения нужно корректировать. Например, набрасываться с криками на других людей неприемлемо, вместо этого можно немного нахмуриться и некоторое время поиграть в одиночестве.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »