-
Можно ли воспитать ребенка на мультфильмах?
23.05.2014 Воспитание
-
Воспитывают ребёнка не мультики, а родители. Не стоит оставлять ребёнка один на один с айпадом и мультиком. Потому что он может иначе понять, по-своему интерпретировать то, что видит. Лучше смотрите мультфильмы вместе и обсуждайте потом сюжет и поступки героев. Это будет лучшим воспитательным процессом. Воспитание посредством мультфильмов состоит в том, что ребёнок смотрит на картинку глазами взрослого и таким образом учится.
С какого возраста
На сегодняшний день число детей с логопедическими проблемами даже больше, чем после войны. И объясняется это тем, что дети смотрят мультфильмы, где много рисованных героев с неправильной мимикой. В возрасте от двух до трех ребёнок учится правильно говорить. И делает это, прежде всего наблюдая за мышцами лица взрослого человека. А если ему всё время включать мультики (мол, пусть будет занят хоть чем-то), то он будет копировать за героями манеру говорить. Я бы советовала не заострять внимания на мультфильмах, если вашему ребёнку меньше трёх лет, а как можно больше времени проводить вместе. И только когда ребёнок научится «качественно» говорить, тогда уже можно смотреть мультфильмы.
За и против
Некоторые родители стараются вообще не показывать детям мультфильмы. И это тоже неправильно. В детском саду, на площадке, в общении со сверстниками у ребёнка происходит социализация, и каждый занимает определённую иерархию в сообществе детей. Тот, кто ничего не знает о том, что знают все, безусловно, окажется на периферии этого сообщества. Да, такой ребёнок наверняка будет здорово смотреться в обществе взрослых, но ведь ему нужно учиться взаимодействовать и с детьми.
Как ограничить просмотр
Как быть, если ваш ребёнок требует мультфильмы ещё и ещё? Все очень просто — рекомендую замечательную книгу «Французские дети не плюются едой». В ней говорится о том, что ребёнок с самого раннего детства должен знать правила. И эти правила ему не орут в какой-то неподходящий момент, а проговаривают заранее. Например, когда мама идет в магазин с ребёнком, она предупреждает его, что на покупки есть строго определенная сумма денег. Так же и с мультфильмами — надо предупредить ребёнка, что мультик смотрится «от сих до сих» и только после того, как он выполнит определенные требования. Родителям нужно четко осознать центральную мысль — у ребёнка столько прав, сколько обязанностей. Нет обязанностей — тогда нет никаких прав. Если ребёнок хочет «завоевать» себе больше просмотров мультфильмов, он должен взять на себя определенную обязанность. К примеру, ваш ребёнок говорит, что хочет посмотреть мультики больше, чем положено. В таком случае скажите ему, что вечером он должен будет уснуть самостоятельно, без чтения книжек, потому что иначе у вас не хватит на это времени. То есть должен быть определенный регламент: «Мы смотрим мультики, потом мы вместе читаем книжку, потом ты ложишься спать. А если ты хочешь больше посмотреть мультики, тогда мы меньше читаем». Если ребёнку дорого чтение и времяпрепровождение с вами, он всегда будет помнить об этом. Но если вы что-то пообещали, потом никогда не обманывайте — нельзя манипулировать ребёнком, потому что тогда он начнет манипулировать вами.
Топ-5 мультфильмов
Если бы я составляла топ-5 мультфильмов, то на первое место поставила бы серию о «Муми-троллях». Этот мультфильм построен с точки зрения психоаналитической концепции. Там есть, конечно, ирония по поводу папы, но мама ведёт себя вполне адекватно, никогда не совершает ошибок. Кроме того, там заложен очень хороший посыл — «каждый должен делать что-то для другого». На второе место я бы поставила мультфильмы по рассказам Носова, на третье — «Винни Пуха». Чем хороши эти мультфильмы — в них есть подтекст. Ещё мне нравятся «Смешарики» и «Лунтик» — дети всегда позитивно воспринимают мультфильмы, где действия героев похожи на поступки самого малыша. К тому же им нравятся персонажи с большой головой, они ассоциируют их с собой. Также могу отметить мультфильмы про «Львенка и черепаху», «Льва Бонифация», «Кота Леопольда».
Слово матерям
Татьяна Булыгина, руководитель лектория «Прямая речь», двое детей:
Предложи ребёнку на выбор просмотр мультфильмов или совместную игру, он, конечно же, выберет игру! Мультики — замена личного общения. Мои дочки смотрят их, только когда нам, родителям, очень-очень некогда. В нашей домашней коллекции есть душевные, красиво отрисованные «Эрнест и Селестина», «Ангелина балерина», шедевры Миядзаки. В них нет однозначно «плохих» и «хороших» героев, они не вырабатывают стереотипов и не создают у ребёнка уверенности, что если кота стукнуть молотком по голове, через пару минут он выпрямится и побежит дальше… Мультфильм, тем более полнометражный, не должен стать обыденностью, тем, что смотрят с планшета на заднем сиденье машины по дороге из школы. Все понимаю про цифровой век, но детей-то надо удерживать в реальном. Поэтому мы стараемся обставить поход «на мультик» как семейное событие — запоминающееся и радостное. Жаль только, что кинотеатры оккупировала безжизненная компьютерная анимация. Не хочу, чтоб мои дети привыкали к такой картинке. Им ведь что ни покажешь, то они и смотрят. Я, например, часто включаю балетные спектакли. И детям нравится, им кажется, что это нормально — балет на экране.
Евгения Белонощенко, основатель сети детских развивающих клубов «Бэби-клуб», четверо детей:
Мои дети обожают мультики: Марта любит диснеевскую «Мулан» (про смелую китаянку, которая спасает свой народ), Яна — «Котов-аристократов» (про приключения благородной кошки и кота-хулигана). Вместе мы смотрим работы японского режиссера Хаяо Миядзаки, они учат добру, заботе и нежности. А вот что не нравится моим детям — так это кукольные мультфильмы, в них нет динамики.
Наталия Барщевская, частный инвестор, четверо детей:
Мы предпочитаем советские мультфильмы: «Маугли», «Cнежная королева», «Карлсон, который живет на крыше», «Морозко», «Аленький цветочек», «Крошка енот» и т. п. Наши дети с удовольствием смотрят их, не отвлекаясь ни на секунду, да и мы с мужем ностальгируем по детству.
Мы живём не в России, и, показывая советские мультфильмы, я прививаю детям ещё и любовь к русской культуре. К тому же они формируют некие ориентиры, объединяющие детей и родителей. Из российских современных мультфильмов могу отметить серию про «Трёх богатырей». Конечно, мы смотрим и иностранные мультики. Сыновья в детстве очень любили «Тома и Джерри», да и я тоже с удовольствием с ними смотрела. Периодически мы ходим вместе в кинотеатры (на «Шрека», «Ледниковый период», «Мадагаскар»).
А вот что мне совсем не нравится, так это «Симпсоны», «Бивис и Батхед» и фильмы, снятые по комиксам, — они примитивные, злые, не носят воспитательного характера и не вызывают в детях ничего, кроме агрессии.
Анастасия Татулова, владелец сети кафе «Андерсон», двое детей:
Когда дети росли, мы старались показывать им отечественные мультфильмы. Моему младшему сыну очень нравился «Остров сокровищ», он буквально фанател от него. Оба сына с удовольствием смотрели «Приключения капитана Врунгеля». Сейчас, когда они стали старше, смотрим популярные иностранные мультики: «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Шрек». Но не все зарубежные работы мне нравятся. Я категорически против японской анимации (она может искалечить психику ребёнка) и того.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »