-
Легко ли быть ребенком: советы
13.10.2014 Воспитание
-
С высоты прожитых лет взрослым порой кажется, что детство — беззаботная пора, в которой нет места проблемам.
К сожалению, это утверждение далеко от истины: именно сильный стресс, перенесенный в детстве, является причиной многих отклонений в развитии. Он неотъемлемая часть жизни не только взрослых, но и детей.
Мы привыкли считать, что причиной стресса может быть только из ряда вон выходящие события: проблемы на работе, любовные переживания, скандалы, пробки, отсутствие денег и т. д. Образно говоря, «о вреде стресса не вещает только утюг, да и то только до тех пор, пока его не включишь в сеть». Психологи разрабатывают самые различные методики борьбы со стрессом, а аптечные полки ломятся от успокоительных препаратов. Но, несмотря на это, стресс приобретает размах пандемии.
Принято считать, что детство – беззаботная пора. Но на самом деле это не совсем так. Стресс начинается в тот момент, когда малыш появляется на свет в новом для него, шумном мире. В особые периоды в жизни ребенка к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др. Стресс у детей может способствовать значительному дисбалансу между внешними условиями и способностью организма адекватно реагировать на них.
Проявления влияния стресса у детей в разных возрастных группах отличаются. У малышей до 2-х лет появляются нарушения сна, повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи. В возрасте от 2-х до 5 лет проявления стресса у ребенка может выражаться в поведенческой агрессии, неконтролируемых вспышках плохого настроения, заикании, гиперактивности, плаксивости. Дети постарше под воздействием стресса становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. Другие проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости, которые свидетельствуют, что дети теряют контроль над собой. Нередко под влиянием этого фактора у них появляются нервные привычки или возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание, иногда – заикание.
В большинстве случаев стрессовые состояния у детей сопровождаются дефицитом магния.
Недостаток этого макроэлемента у ребенка можно установить очень легко: по анализу крови. При этом лучше исследовать уровень магния в эритроцитах, так как магний на 99% концентрируется внутри клеток. Распространенное во многих клиниках исследование этого макроэлемента не в клетках крови, а в сыворотке дает весьма приблизительные данные о его балансе в организме.
«Магний имеет основополагающее значение для здоровья детей, не менее важное, чем обеспеченность йодом. Будучи неотъемлемым компонентом сотен ферментов, магний влияет практически на каждый физиологический процесс, протекающий в организме ребенка. Обеспеченность магнием имеет особенное значение для метаболических процессов, протекающих в сердечно-сосудистой и нервной системах растущего организма ребенка», – прокомментировал ситуацию клинический фармаколог, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Российского центра Института Микроэлементов ЮНЕСКО, профессор кафедры фармакологии и клинической фармакологии ИвГМА Громова Ольга Алексеевна.
Потребность в магнии колеблется от 5 до 15 мг/кг, в среднем 6-8 мг/кг. Рекомендуются следующие суточные нормы потребления магния для детей грудного возраста 0-0,5 лет – 40 мг, 0,5-1 год – 60 мг, 1-3 года – 80 мг, 4-6 лет – 120 мг, 7-10 лет – 170 мг, 11-14 лет – 270 мг, 15-18 лет – 400 мг. В случае выявления дефицита этого макроэлемента по рекомендации врача назначается соответствующая диета и терапия магнийсодержащими препаратами, в составе которых имеет место сочетание магния и витамина B6, улучшающего всасывание этого макроэлемента (например, французский препарат Магне B6 Форте)».
У каждого малыша – свой стрессовый фактор
Каждого ребенка природа наделяет всеми необходимыми свойствами для того, чтобы он был счастливым. Эти свойства заданы, но не обеспечены – до пубертата их необходимо развить. При этом стрессовый фактор зависит от того, какая именно особо чувствительная зона ребенка подвергается чрезмерному давлению.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, таких зон несколько.
«Кожный» вектор
Дети с кожным вектором – шустрые, подвижные, легкие на подъем, наделены задатками лидера. Один из стрессовых факторов для них – физическое наказание. Физическое воздействие на кожу такого ребенка – тонкую, нежную и чувствительную – порождает сильнейший стресс. Ощущая боль, «кожный» ребенок теряет чувство защищенности.
«Зрительный» вектор
Дети со зрительным вектором наделены острым зрением и большой эмоциональной амплитудой. Стрессовый фактор для них – разрыв эмоциональной связи, в первую очередь, с мамой. В случае, если этой связи недостаточно, малыш начинает устанавливать эмоциональные связи с игрушками или домашними питомцами. Разрыв такой связи становится причиной сильного стресса, негативно влияющего чувствительную зону ребенка – его зрение. Гибель питомца, потеря любимой игрушки может привести к падению зрения сразу на несколько диоптрий. Так организм пытается уменьшить свои страдания, снизив чувствительность сенсора.
«Звуковой» вектор
Дети со звуковым вектором наделены чувствительной барабанной перепонкой. Стрессом для такого ребенка является шум, крики, оскорбления.
Внешний и внутренний мир «звукового» ребенка находятся как бы внутри него. Сосредотачиваясь на внешнем мире, он развивает свой ум. Но шум, скандалы и постоянные крики не дают такому ребенку сосредоточиться на внешнем мире. Не зная, как справиться со стрессом, малыш «уходит в себя», во внутренний мир, становится неконтактным.«Анальный» вектор
Детям с анальным (т. е. отличающиеся усидчивостью) вектором свойственны неторопливость, спокойствие, усидчивость и послушание. Один из стрессовых факторов – невозможность закончить начатое дело. Если такого ребенка постоянно подгоняют, дергают, прерывают на полуслове, сдергивают с насиженного места, он начинает испытывать стресс. Если давление оказывается постоянным, вместо послушания появляется упрямство, вместо стремления к чистоте – грязь.
«Оральный» вектор
Такие дети – неугомонные болтуны, им просто необходимы «свободные уши». Привлекая внимание слушателей, ребенок избавляется от стресса. Оборотной стороной этого является то, что он порой с легкостью выдумывает небылицы. Взрослые, столкнувшись с враньем, реагируют в большей степени инстинктивно: уличают «лжеца», а то и бьют по губам, чем повергают в стресс. Порой достаточно одного такого эпизода, чтобы ребенок стал заикой.
«Уретральный» вектор
Это один из самых устойчивых психотипов – то, что для других детей стресс, для него является нормой жизни. Источник стресса для такого ребенка — любая попытка подавить его, подчинить, вогнать «в рамки». Стресс провоцирует этого ребенка на неоправданный риск. Если его пытаются «понизить в ранге», унижают и физически наказывают, он пытается восстановить свой статус. Такие дети сбегают из дома, связываются с плохими компаниями, ударяются в криминал. Если не найти ребенку занятия, через которое он мог бы «в мирных целях» проявлять стремление к лидерству, из него может вырасти «волк-одиночка», не ценящий ни свою, ни чужую жизнь.
«Обонятельный» вектор
У детей с обонятельным вектором чувствительной зоной является нулевой нерв, отвечающий за распознавание феромонов. Стрессовые факторы для него – всевозможные запахи, причем не обязательно резкие, он глубоко чувствует даже незаметные ароматы. Запахи, с одной стороны, вызывают стресс, а с другой – способствуют развитию обонятельной активности ребенка. Такие дети с детства отличаются меланхолией и выглядят «серыми мышками», тихими и незаметными. Они с трудом переносят общество, потому что их сверхчувствительный нулевой нерв реагирует на «вонь» окружающих людей и их эмоций.
А напоследок я скажу…
Возможно, у родителей возникнет вопрос: как определить вектор своего ребенка? У внимательных мама и пап не должно быть с этим проблем, достаточно просто вспомнить, на что ярче всего реагирует ваш ребенок, как он обычно себя ведет, что его злит, а что радует. Возможно, малыш унаследовал вектор кого-то из родителей, здесь достаточно проанализировать, на что именно острее всего реагирует каждый из супругов, и правильно соотнести эту схожесть с сыном или дочерью. И конечно, стоит вспомнить слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…».
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »