«Каждый урок — маленький спектакль». Смолянка стала финалистом конкурса «Учитель года-2018»

01.11.2018 В Смоленске

«Каждый урок — маленький спектакль». Смолянка стала финалистом конкурса «Учитель года-2018»

Школа № 29 г. Смоленска. Вхожу в 1 «А» и с порога спрашиваю: «Дети, вы любите Анну Валентиновну?» В ответ — разноголосое «Да-а-а!». «А за что именно?» — интересуюсь я. «Она добрая. И умная. И не ругается. А еще учит нас всему-всему. Совсем не строгая. И красивая тоже», — наперебой кричат первоклашки.

Один парнишка горланит на запредельных децибелах. И тут в класс входит учительница — яркая миниатюрная женщина с обворожительной улыбкой. Одним взглядом она успокаивает всех, строит парами и уводит в гардеробную — уроки окончены. Спустя 10 минут мы выходим в школьный двор, садимся на лавочку и начинаем наше интервью. Ах да, знакомьтесь: моя собеседница — Анна Игнатенко, учитель года-2018.

— Веселая у вас работа. И дети явно любят. Особенно тот мальчик, который кричал громче всех.

— Вы бы знали, что он вчера учудил! Во время урока физкультуры налепил себе на голову лизуна. Знаете, это игрушка такая, на слизь похожа. Так вот лизун был бордового цвета. Меня чуть инфаркт не хватил — подумала, что он себе голову разбил. Долго не могла прийти в себя. Ребята вообще часто шалят. Жалею, что не записывала все это в отдельный блокнот. Можно было бы такую книгу интересную выпустить!

— Вы всегда хотели работать учителем начальных классов?

— Это моя детская мечта. Закончила педколледж, университет, пришла устраиваться в 29-ю школу. В «началку» меня не взяли — не было вакансии. Зато приняли учителем иностранного языка. А когда через пару лет освободилось место, я перешла работать в младшие классы. И за 15 лет ни разу не пожалела о своем выборе.

— Вы помните своего первого учителя?

— Конечно. Это Елена Терентьевна. Она запала мне в душу своей правильностью, строгостью и авторитетом. Нас в классе было больше 40 человек. Мы все сидели очень тихо и всегда ее слушали. И даже все понимали. Это был учитель-мастер. Ею гордилась вся наша 7-я школа (теперь это гимназия им. Н.М. Пржевальского).

— Стараетесь быть похожей на нее?

— Сейчас тенденции в образовании изменились. Авторитаризм уходит, уступая место более человечным методам работы с детьми. Учитель больше не стоит «над» учеником, теперь он находится рядом с ним, поддерживая и направляя.

IMG_9871.jpg
Не место для фальши

— Куда же вы направляете своих ребят?

— В страну доброты, отзывчивости, сопереживания. Хочу, чтобы мои ученики имели свое мнение и могли его отстоять. Но самое главное — научиться развиваться самостоятельно.

— Как сказал известный советский педагог и психолог Шалва Амонашвили, педагогика — это слияние науки и искусства. С каким видом искусства вы бы сравнили свою работу?

— Театр. Каждый урок — маленький спектакль, в котором учитель — главный актер и режиссер. Только в театре со сцены звучат монологи, а в классной комнате — интерактив. Поэтому и планы занятий я пишу как сценарии: у них есть завязка и кульминация. Чтобы удержать внимание первоклашек в течение урока, я использую стихи, загадки, музыку, конкурсы, кроссворды. А еще всегда стараюсь быть искренней с детьми. Можно стать подкованным в методике и иметь глубокие предметные знания, но если дети увидят, что учитель работает «для галочки», то потеряют всякий интерес к уроку. Любую фальшь они раскусят в момент.

— Чувствуете ли вы себя наполовину воспитателем детского сада?

— Только в первом классе. Обычно дети надеются на продолжение беспечной «детсадовской» жизни и в школе. Моя цель — как можно раньше сделать их самостоятельными. Поэтому ко второму классу из «полувоспитателя» я превращаюсь в координатора.

— Что, на ваш взгляд, определяет успех ребенка именно в младших классах?

— Дети должны приходить в школу с охотой. Поэтому важен благоприятный микроклимат в коллективе. Сейчас в моем 1 «А» 28 человек. Если между детьми возникают конфликты, мы вместе разбираем ситуацию. Ребята учатся понимать друг друга, а я стараюсь о каждом сказать что-то хорошее, чтобы они видели одноклассников с лучшей стороны. Еще важно пробудить интерес в них к знаниям, тогда ученики не будут скучать. С самого первого дня занятий я объясняю им: в школе дают знания, которые пригодятся во взрослой жизни.

Знаете, только первоклашки мечтают стать космонавтами да супергероями. К четвертому классу они начинают мыслить прагматично и задумываются над профессиями врача, инженера, полицейского.
В первый класс, как в МГУ

— Насколько сложно ребенку переходить из детского сада в школу?

— Это зависит только от его родителей. Одни настраивают чадо так: «К сожалению, тебе исполнилось 7 и мы покидаем детский сад». Им сложно перестраивать свой график, выбиваться из привычной колеи. Другие рассказывают о школе, как об удивительном месте, где будет интересно и весело, где появятся новые друзья, куда он будет носить новые фломастеры в красивом портфеле.

— 20 лет назад я попала в гимназический класс, худо-бедно зная алфавит и цифры. Сейчас практически на каждом шагу предлагают услуги по дошкольной подготовке. Естественно, платные. Там учат не только чтению и счету, но и логике, актерскому мастерству, азам природоведения. Это действительно так необходимо для зачисления в первый класс?

— Не все приходят в школу, умея считать до 100 и бегло читая. Некоторые ребята вовсе не знают букв и цифр. Сейчас в учебниках для первого класса предусмотрены задания для читающих детей и нечитающих. Это называется индивидуализация подхода.

— Но неподготовленным ученикам все равно приходится догонять одноклассников.

— Конечно. Требований, что ребенок обязан уметь читать до школы, нет. Но многие родители боятся, что их ребенок не усвоит программу в течение учебного года. Поэтому они решают «подстелить соломку» и отдают малыша в различные «развивайки». И это дает им возможность уже в детском саду понять сильные стороны своего ребенка: один лучше читает стихи, другой — считает на палочках, третий — рисует или поет. Я считаю, если ребенок хорошо усваивает новые знания, а родители могут себе позволить оплачивать занятия, кружки и секции (или проводить их самим), то подготовка к школе — это прекрасно.

IMG_9855.jpg
«Устроила себе экзамен»

— Что побудило вас принять участие в конкурсе «Учитель года»?

— Как-то в школе спросили, не хочу ли попробовать свои силы. Я поняла: очень хочу! Конкурсное движение — это всегда интересно. Там даже не обязательно выигрывать. Главное — понять, на что ты способен, соответствуешь ли требованиям, которые выдвигаются к тебе, проанализировать свои промахи и успехи. Это всегда ведет к профессиональному росту.

— И как все это сказалось на вашей работе?

— Мне кажется, теперь я делаю все еще более разумно и продуманно. В моем арсенале появились новые приемы, позаимствованные у коллег из других регионов. Например, учитель истории из Московской области проводил свой открытый урок в театральной манере. Посреди своего рассказа он разрешил ученикам не слушать его и разговаривать в полный голос, а сам продолжил объяснять тему. Потом резко остановил гвалт и сказал: «Вот видите, вы ничего не услышали и не поняли. Так же было и на таком-то пленуме ЦК». А перед самым звонком он порвал свои записи со словами: «Я рву этот конспект так же, как был порван такой-то манифест». Эти маленькие эксперименты дети запомнят, а значит, знания осядут у них в головах.

— Каково это — зайти в совершенно незнакомый класс и вести урок, когда знаешь: тебя будут не только оценивать, но и транслировать он-лайн с видеокамер?

— Очень волнительно. Ответственность давила невероятно. Больше всего я боялась, что детям будет неинтересно. Чуть в обморок не упала, но потом собралась. Настоящий учитель должен уметь провести урок хоть в космосе, хоть на дрейфующей льдине, а не то что в незнакомом классе. Это и есть показатель профессионализма.

— Вам вручили специальный приз «За профессиональное владение русским языком». Как оценивали?

— Мы писали эссе. Нас рассадили в аудиториях, отобрали телефоны, раздали листочки и ручки — все, как на ЕГЭ. Потом, как в спортлото, выудили из барабана совершенно незнакомую тему. Это было высказывание французского прозаика и драматурга Эрнеста Легуве «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». И все — через 5 часов каждый должен был сдать по шесть страниц рукописного текста. Мое эссе вошло в тройку лучших.

— Чем наградили?

— 4 словаря: среди них, например, толковый и орфографический. Принесла книги в школу, они очень красиво смотрятся в моем классе. А еще я привезла из северной столицы, где проходил финал, сувенир – красивую чашечку, которую мне презентовали во время экскурсии по императорскому фарфоровому заводу. Но и мы, участники конкурса, сделали подарки. Каждый учитель привез с собой сувенирную тарелку с визитными карточками своего региона. Теперь они выставлены в музее гимназии №56 Санкт-Петербурга.

— Как вас встречали по возвращении в Смоленск?

— Было много поздравлений, приятных слов от коллег, учеников, их родителей и моей семьи. Но главное, что я услышала, — они все по мне скучали.
Про стихи, Мышку и дамоклов меч

— Расскажите о вашей семье.

— Дочери Алене 12 лет, сыну Артему — 22. Муж Виталий — актер, режиссер, музыкант. Они замечательные. Еще один очень важный для меня человек — моя любимая мама Ирина Ивановна.

— Алена учится в вашей школе?

— Нет, в гимназии им. Пржевальского. Моя принципиальная позиция — не учить своих детей, потому что относиться к ним объективно не получится. Так у всех педагогов. Одни делают поблажки, но таких меньшинство. Другие – основная масса — наоборот, предъявляют непомерные требования. Потому что над тобой, как дамоклов меч, висит мнение коллег, которым может показаться, что «пятерки» своим детям ты ставишь не совсем заслуженно. Т. е. эту «пятерку» бедняга должен 10 раз заслужить. Я не пожелаю дочери такого стресса. С другой стороны, на общение со своими детьми остается очень мало времени. Но так живут представители любой другой профессии, а не только учителя.

— Сколько длится ваш рабочий день?

— С 9 утра и до 12.30 у меня уроки, потом — проверка тетрадей, подготовка к следующим занятиям. А это походы в библиотеки, изучение методической литературы.

— А как вы отдыхаете?

— Лучше отвечу, как бы я хотела отдыхать. Моя мечта — путешествие в Индию. Окунуться в эту культуру, религию, философию… Что может быть лучше? Еще у меня есть страсть – моя серая «Шевроле», даже имя ей дала — Мышка. Я купила ее 2 года назад. Читать, конечно, люблю. В последнее время пристрастилась к детективам Дэна Брауна. Кстати, недавно узнала, что на заре своей карьеры он был учителем начальных классов в Беверли-Хиллс.

— Так, может, вы последуете его примеру? Тем более у вас такое «профессиональное владение русским языком».

— А я и пишу. В основном это детские стихи, некоторые из них в журнале напечатали. Сейчас вместе с иллюстратором работаю над выходом своей книги.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также