-
Активное слушание – ключ к воспитанию
29.03.2023 Воспитание
-
«Ты никогда меня не слушаешь!!!», – крик ребенка эхом разносятся по всему дому…
Вы когда-нибудь сталкивались с чем-то подобным? Такие ситуации хорошо знакомы многим родителям. Иногда после ужина, когда домашние задания еще не сделаны, даже мягкое напоминание о необходимости выучить параграф по истории может превратиться в третью мировую войну. А когда вы с мужем приходите в себя и вновь обретаете способность рассуждать здраво, ваш сын, надувшись и запершись в своей комнате, кричит вам оттуда: «Я просто хочу, чтобы вы, родители, меня слушали и слышали!». Но вы же его слышите! Или нет?
Слушать можно по-разному. Чтобы иметь возможность анализировать свои проблемы и коллективно придумывать решения, специалисты предлагают использовать так называемое «активное слушание». Удивительно, но активное слушание также помогает родителям становиться более эффективными наставниками и воспитателями.
Активное слушание требует полностью сосредоточиться на том, что говорит другой человек, не предполагать, что он скажет дальше, услышав первые несколько слов, и не отвлекаться на придумывание идеального ответа, в то время как он разговаривает с вами. Активное слушание требует отбросить предположения и сосредоточиться на том, чтобы понять чувства, мотивы и взгляды другого человека.
Мы этого не осознаем, но большую часть времени мы, родители, вообще не слушаем активно. Мы часто исправляем детей или предлагаем свои решения после того, как выслушали лишь несколько слов? Как часто мы теряем терпение, когда дети пытаются облечь свои сложные мысли и эмоции в связные предложения? Как часто мы просто бросаем взгляд на ситуацию и уже знаем, что нужно делать, даже не давая детям шанс что-то объяснить? Пришло время пересмотреть свой подход к общению с детьми.
Активное слушание – ключ к эффективному воспитанию
Любые отношения строятся на общении. Но хорошие навыки общения не приходят в одночасье. Они требуют практики и работы над собой. Воспитание, по сути своей, это взаимоотношения с помощью общения. И активное слушание помогает нам налаживать лучшие отношения с нашими детьми.
Когда ребенок чувствует, что его слышат, он знает, что его уважают, ценят и любят. Когда наши дети чувствуют, что мы действительно слушаем их, это развивает их уверенность в себе и повышает самооценку, к тому же снижает количество споров. Это помогает детям чувствовать себя умными и способными, а также развивает эмоциональный интеллект.
Один из самых напряженных моментов в жизни семьи происходит сразу после прихода ребенка домой из школы. Над ним незримо висит необходимость выполнить домашние задания и позаниматься на музыкальном инструменте, и родители хотят, чтобы ребенок сразу же приступил к решению этих задач. Но он предпочитает дождаться более благоприятного момента. Это заставляет родителей серьезно нервничать. И как только они пытаются заставить ребенка делать свою домашнюю работу, это приводит к гневу, эмоциональным срывам и плохо выполненной работе.
Целенаправленно переключаясь на активное слушание, вы сможете добиться совсем иного развития событий. Вот несколько советов о том, как начать слушать ребенка активно.
1. Сделайте глубокий вдох
В самом деле, вдохните поглубже. Обратите внимание на то, что вы сейчас чувствуете. Вы злитесь? Расстроены? Раздражены? Выдохните и успокойтесь. Переносить в разговор с ребенком свой гнев или состояние фрустрации, вызванные вашим восприятием ситуации (или еще хуже, чем-то еще, что произошло в течение дня), не самая прекрасная идея. Вы добьетесь лучших результатов, если сохраните спокойствие, открытость и позитивное отношение.
2. Зрительный контакт
Зрительный контакт демонстрирует внимание и интерес к тому, что человек говорит. Поэтому избавьтесь от всех отвлекающих факторов. Уберите телефон, выключите телевизор и отложите книгу. Есть только вы и ребенок. Некоторые дети неохотно идут на зрительный контакт. В этом случае проявите мягкость и вежливо попросите малыша посмотреть на вас. Поддерживая зрительный контакт, вы показываете ребенку, что он вам важен.
3. Определите цель
Скажите ребенку, о чем вы хотите с ним поговорить. Например: «Петр, я хотел(а) бы поговорить с тобой о домашней работе». Это поможет убрать любое беспокойство и повысит шансы на то, что ребенок действительно будет вас слушать. Нет ничего хуже, чем сидеть напротив мамы (папы) и гадать, что же ты сделал неправильно. Для того чтобы еще сильнее успокоить ребенка, скажите ему, что у него не будет неприятностей с вами из-за того, что он сказал или только собирается сказать.
4. Используйте высказывания с местоимением «Я»
Такие заявления – это отличный способ сказать ребенку о том, что вы чувствуете, и сделать так, чтобы он внимательно вас слушал. Утверждения, содержащие местоимение «Я», убирают из предложений оттенок обвинения. Такие предложения становятся не обвинительными, а утверждающими ваше мнение. Вот как правильно составить высказывание с местоимением «Я»: «Я чувствую (эмоция), когда (факт или ситуация, которая вызвала эмоцию). Я хотел бы (что вы хотели бы изменить)».
Важно определять конкретные чувства и поведение. Неправильно говорить «Я злюсь, когда ты делаешь это». Слово «это» является слишком общим, а общее утверждение легко приводит к гневу.
Сколько раз мы воздевали наши руки в отчаянии и говорили: «Ты просто сидишь, играешь и не делаешь домашнее задание! Если ты не будешь делать домашнюю работу каждый день, ты завалишь контрольную в четверг!». Дети в ответ либо кричат, либо дуются. Все эти «ты-ты-ты» в вашей речи воспринимаются ребенком, как нападки. Смотрите, что происходит, когда мы превращаем фразу в высказывание с местоимением «Я»: «Я волнуюсь и тревожусь, когда не вижу, что ты работаешь над домашним заданием. Я хотел(а) бы видеть, что ты каждый день занимаешься понемногу». Какую из этих двух фраз вам самому больше хотелось бы услышать?
5. Дайте ребенку возможность ответить
Пусть ребенок ответит вам. Поддерживайте зрительный контакт и слушайте, пока он не закончит говорить. Не прерывайте и не начинайте формулировать свой ответ, пока он не выскажется. Вы можете удивиться тому, что услышите, когда малыш почувствует, что вы на самом деле его слушаете. Например, о выполнении домашней работы ребенок может сказать: «Мне пришлось сегодня весь день напрягать мозги. Моей голове просто нужно некоторое время, чтобы отдохнуть и поиграть с конструктором». Разве у всех нас не бывает таких напряженных дней?
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »