Базовые умения думающего родителя

26.08.2013 Воспитание

Базовые умения думающего родителя

Наши родительские воспитательные подвиги, эксперименты направлены в первую очередь на то, чтобы достойно подойти к подростковому возрасту ребенка (финишной прямой нашей воспитательной эпопеи – после воспитывать поздно).

Подойти с таким педагогическим багажом, которого хватит на несколько лет тинейджерства. Что я понимаю под этим багажом? Какие базовые умения?

+ Научиться терпению. С этим навыком не рождаются (может быть, и есть исключения – я не встречала). Этот навык приобретается. Постепенно, руководствуясь тем, для чего я терплю, что я (и моя семья) от этого получает.

+ Научиться любить своего ребенка. Я уверена, что вы любите своего ребенка. А вот умеете ли вы показать свою любовь, преподнести ребенку так, чтобы ее было достаточно? Психологи давно определили, что нехватка любви (читай: неумение ее дать в нужном количестве) сказывается на душевном и физическом здоровье ребенка. Если ваш ребенок болеет, часто капризничает, если дети конфликтуют между собой и т.д. – значит, им не хватает вашего внимания, заботы, любви. Это аксиома. И тогда вопроса два: как этому научиться, найдя “прорехи”, из которых вытекает любовь, не попадая на ребенка? И как наполнять саму себя любовью и заботой, чтобы было чем делиться с ребенком?

+ Научиться принимать его таким, какой он есть. Он – ваш ребенок – такой. Сегодня – здесь и сейчас – он может быть только таким, какой есть. Не лучше и не хуже. Принимая его, вы как бы говорите: “я верю в тебя, я принимаю тебя целиком, мне важен ты весь со всеми своими особенностями, если мне не будет нравиться, что ты делаешь, я скажу тебе об этом, и при этом буду продолжать тебя любить”.

Как принимать его всяким? Непросто. Для этого и требуются дни, недели внимательного отношения к нему, к себе.

+ Научиться слушать его, настраиваться на его волну, на его интересы. Было бы вам интересно, если бы рядом с вами находился другой человек, готовый вас выслушать, которому интересно то, чем вы живете, что для вас интересно, важно, что вас беспокоит, о чем вы молчите и чего боитесь, о чем мечтаете? В идеале таким человеком становится родитель для ребенка. (Или психолог). Спросите: откуда столько времени и сил, чтобы их уделять ребенку? Отвечу: время найти можно. Можно расставить приоритеты и выделить то, что важно сегодня.

+ С уважением относиться к его потребностям, к его ритму, к его типу мышления – то есть к этому возрасту здорово УЗНАТЬ своего ребенка.

Все дети разные. Это аксиома. Мы, родители, зачастую грешим сравнениями. “Мой-то не умеет этого совсем, а вот эта девочка как хорошо рисует-танцует-поет-считает-пишет….” У каждого из нас свой биологический ритм, свой тип мышления (это заметно по тому, как ребенок воспринимает информацию, например, в школе), темперамент, особые интересы и мечты, свой эксклюзивный багаж, с которым он пришел в этот мир.

Один из способов узнавать ребенка, это начать испытывать интерес к себе самой. Если я интересна себе, то мне интересны и другие люди. И, в первую очередь, мой ребенок.

+ Уметь отстаивать собственные границы.

Говорить НЕТ, сдерживать обещания, отстаивать свое мнение, при этом быть гибким. И… любящим. Навыки длиною в жизнь.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также