-
Переход в другую школу: это не катастрофа
16.04.2013 Школьники
-
Бывает так, что в начале учебного года приходится столкнуться лицом к лицу с проблемой перевода ребенка в другое учебное заведение
Идти в новый коллектив всегда страшно. Неуверенность в такой ситуации проявляют не только малыши, но и взрослые люди. Например, при смене работы или переезде в другой город мы больше всего боимся попасть в компанию, где плохо принимают «новеньких». Что уж говорить о ребенке, который вынужден не просто идти в такую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками.
Как же помочь сыну или дочери справиться с напряжением, которое неизбежно возникает при смене коллектива?
Действительно, первые недели учебы в новом коллективе самые сложные. Дети при уже сложившемся коллективе и давно сформированных дружеских группах, как правило, настроены враждебно по отношению к новичку. «А как я впишусь в новый коллектив? Примут ли меня? Стану ли я в этой группе своим человеком?» – вот вопросы, которые мучают школьника. И поддержка родителей и друзей в такой момент нужна, как воздух – важно правильно настроить школьника, чтобы он не замкнулся в себе.
То, насколько легко ваш ребенок вольется в новый коллектив, во многом зависит от его характера. Дети, легко идущие на контакт, с большей вероятностью находят новых друзей. Переход в новую школу для них не трагедия, поскольку сам процесс знакомства и завоевание доверия приносит им удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью, скорее всего, будут долго привыкать к новой школе.
Важно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем. Преодоление социальных трудностей в будущем не будет пугать того, кто в детстве с этим хорошо справился.
Дорогой перемен
Педагоги и детские психологи советуют родителям: смена школы или класса должна происходить в сентябре, когда всем без исключения детям приходится адаптироваться к школьному ритму. Ребенку в это время будет проще привыкнуть к изменениям, сжиться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.
Вы лучше подготовите его к переходу, если не забудете о нескольких предварительных моментах. Например, вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс, может быть, вместе с классным руководителем представите ребенка одноклассникам.
Пусть сама тема перехода в новую школу активно обсуждается у вас дома. Не стоит избегать ее, замалчивать и относиться к таким глобальным переменам в жизни ребенка как к чему-то повседневному. Говорите о хороших сторонах этого события, рассказывайте сыну или дочери о возможных плюсах перехода на новое место учебы, постарайтесь заинтересовать его, покажите перспективы. Если все это его не убедит, постарайтесь прислушаться к детскому мнению. Выслушайте все его страхи, и дайте понять, что вы при возникновении проблем непременно поможете найти верное решение. И конечно, приглашайте чаще в гости старых друзей из предыдущего класса. Если школьник уже влился в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей. Слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся, будет отличным закрепительным процессом.
Следует научить ребенка просто быть самим собой, стараться не заискивать перед новыми одноклассниками и не спешить записывать всех во вражеский лагерь. Подбодрите его, описывая, как переживают другие школьники, которые проходят обучение по обмену в других странах, например. Предложите посмотреть на все происходящее как на увлекательное приключение и посоветуйте пропускать мимо ушей глупые шутки одноклассников. Очень важно показать, что сами вы не волнуетесь, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в успехе.
Нелишним будет доверительно поговорить с педагогическим составом, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть у вашего малыша, о его чертах характера, слабых и сильных сторонах в учебе.
Если, к примеру, класс ежемесячно посещает выставки или ездит в каникулы на экскурсии в другие города – непременно давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях. Именно в неучебное время дети раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.
Возможные трудности адаптации
Психика человека устроена так, что в отношении любого незнакомца у нас включаются защитные механизмы, которые сильно затрудняют общение. Отторжение новичка – это нормальная реакция. Психологи говорят о так называемой «формуле несуществования»: человек появляется в новом коллективе, но для окружающих он пока «не существует». За ним наблюдают, но еще не общаются близко и уж тем более доверительно. В новом коллективе потенциальными партнерами для школьника станут учащиеся, неформальные лидеры и педагоги. Ему, хочешь не хочешь, а придется устанавливать отношения со всеми представителями этих групп. Отношения стабилизируются лишь по мере возникновения доверия к новенькому.
Еще одна сложность, которая уж точно будет коварно поджидать ребенка, – это стремление старожилов коллектива придать новенькому низкий статус. А ребенку важно остаться той личностью, какой он привык быть в прежнем коллективе, постараться не угодить, например, в касту отверженных. Новичок входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, зоны компетентности поделены. Но найти свое место в новом коллективе вполне возможно. Лучший способ завоевать доверие окружающих – это показать хорошее отношение к ним. В норме, как ребенок, так и взрослый человек склонен отвечать взаимностью. Но, увы, не всегда такая норма имеет место быть. Ваш ребенок может по ряду обстоятельств угодить в неблагополучный класс, где привыкли глумиться и издеваться над теми, кто слабее и кто не такой, как все. И даже в дружески настроенном классе при установлении тесных доверительных отношений велика вероятность получить эмоциональный отпор. Поэтому демонстративное доверие должно быть умеренным – навязывать свою дружбу первому встречному не стоит.
Что предпринять родителям малышей
Если ваш ребенок при переходе в новую школу еще не перешагнул рубеж начальных классов, посоветуйте ему сдружиться с соседом по парте либо найти родственную по увлечениям душу. Шахматы, танцы, исторический кружок – сходство интересов вполне может превратиться в дружбу на долгие годы.
Постарайтесь, не откладывая, появиться на родительском собрании и познакомиться с несколькими мамами. Быть может, дружба или, по крайней мере, позитивное общение между родителями одноклассников поможет вашему ребенку лучше адаптироваться на новом месте. Нелишним будет также узнать, чем увлекаются одноклассники вашего ребенка, есть ли при школе дополнительные секции, где можно с пользой провести время и теснее пообщаться с коллективом.
И конечно, ни в коем случае нельзя терять контакта с ребенком этого возраста. Пусть, как бы плохо ни шли поначалу его дела на новом месте, он чувствует надежную поддержку и психологическую опору в вашем лице.
Тактика «подводной лодки»
Учащимся среднего и старшего звена стоит посоветовать разговаривать с новыми одноклассниками приветливо, чаще улыбаться, не стесняться предложить свою помощь. При этом лучше избегать резких слов, интонаций и поступков и не торопиться критиковать порядки в новом коллективе. И уж тем более не стоит вслух сравнивать их с чем-то из прежнего опыта, если это сравнение не в пользу нового места.
Отлично работает тактика «подводной лодки» – это когда новичок не слишком активен, дружелюбно и мирно наблюдает за окружающей его обстановкой и вникает в суть происходящего.
В каждом коллективе существуют сложившиеся поведенческие стандарты. Это может касаться вопросов манеры одеваться и говорить, времени прихода и ухода, отношения друг к другу, способов решения конфликтов. Если новичок не соблюдает эти нормы, то коллектив его отвергает. Вот почему важно, чтобы ребенок не пытался сразу устанавливать свои правила игры. Если школьник с первого дня начнет «качать права», то, скорее всего, члены коллектива, забыв о внутренних распрях, объединятся против него.
И последнее: ребенку, более искусному в общении, легче удасться установить позитивные отношения с новыми для него людьми. Вот почему старшеклассникам не лишне будет заняться самообразованием в области практической психологии. Если сын или дочь научатся разбираться в людях и правильно себя вести с ними, то им будет легче вписаться в любой коллектив и в будущем.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »