-
Почему дети-левши — особенные: 5 научных причин
05.06.2020 Другие статьи
-
Если вы заметили, что трехлетний кроха держит ложку левой ручкой, то это вовсе не значит, что она будет левшой. В этом возрасте малыши еще активно пользуются двумя руками. Среди специалистов даже существует такое мнение, что детский мозг пластичен, научить его можно чему угодно, а дети становятся чаще всего правшами, потому что так их приучили родители.
А вот после 4–5 лет, наблюдая за ребенком, уже можно делать первые выводы. Вполне вероятно, что дошкольник и правда легче справляется с письмом левой рукой, по мячу ему тоже удобнее бить с левой ноги. Для уверенности в своих предположениях советуем провести с ребенком специальные тесты: их можно найти в интернете или обратиться к психологу.
Прекрасно, если малыш оказался левшой, он уникален, как, собственно, любой человек, и у него масса достоинств. Кстати, вспомните, не было ли у вас в роду левши? Самым распространенной причиной развития левшизма считается наследственный фактор. Правда, иногда узнать правду сложно, потому что вплоть до середины 80-х годов ХХ века детей заставляли переучиваться и все делать правой рукой. А в более давние времена процветало невежество похлеще: леворукости боялись, придумывали нелепые объяснения этому явлению, бедолагу-левшу преследовали и могли даже казнить.
К счастью, наука плотно занялась вопросом межполушарной асимметрии и доказала, что в большинстве случаев левшизм — это индивидуальный вариант нормы здорового ребенка. У развития леворукости могут быть физиологические причины, связанные с повреждением участков мозга, нарушением внутриутробного развития, а также левшизм встречается чаще у людей со сложными генетическими заболеваниями, но это уже другая история.Теперь задача родителей — вооружиться знаниями и помочь маленькому гражданину направить свои природные данные в нужное русло.
Кто такой левша?
Сколько в мире людей, которых можно отнести к левшам, точно неизвестно. Потому что бывает левшество природное (генетическое, его даже на УЗИ видно), скрытое (предрасположенность) и псевдолевшество (вынужденная леворукость). По некоторым данным, до 25 процентов, то есть достаточно много. И это объяснимо с точки зрения эволюции. Люди с преобладающим правым полушарием обладают определенными нейропсихологическими особенностями, точнее, преимуществами.Но сначала немного разберемся с физиологией. Как мы помним из уроков биологии, правой стороной тела управляет левое полушарие, а левой стороной — правое. Если у человека активнее левая сторона — рука, нога, глаз, ухо, то он генетический левша.
Но чаще встречается смешанный тип, когда легче управлять левой рукой в бытовых делах, но сильнее правая нога или большую нагрузку на себя берет правое ухо (в парных органах нагрузка всегда распределяется асимметрично). Да и навык письма левой рукой — еще не показатель естественного левшизма.
Ребенок-левша: его особенности
До недавнего времени в науке преобладало мнение, что у леворуких детей имеются психологические особенности в силу того, что у них доминирующее полушарие мозга правое. Оно отвечает за получение и обработку невербальной информации, образное восприятие, интуицию, музыкальные способности. Левое же полушарие — это логика, анализ, осмысление, языковая функция (распознавание слов, запоминание, воспроизведение устной и письменной речи), математические мышление, контроль над движением тела.Современные исследования не такие категоричные, придерживаются мнения, что различия между левшами и правшами есть, но сильно преувеличены и больше касаются эмоциональной сферы.
Что отличает ребенка-левшу?
«Дети правого полушария» более чувствительные, интуитивно познающие мир. Они опережают своих сверстников в эмоциональном плане и легче приспосабливаются к новым условиям.Поступающая в мозг информация воспринимается ими образно, ассоциативно, это делает мышление нестандартным, фантазийным. У таких детей есть способности к творчеству, искусству, музыке, науке, изобретательству. По показателю креативности они тоже будут на голову выше своих ровесников.
Левше легко найти нестандартное решение в проблемной и экстремальной ситуации. В дальнейшем этот врожденный механизм поможет не только для решения жизненных проблем, но и в профессии. Левшами были Леонардо да Винчи, Наполеон Бонапарт, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Пабло Пикассо, Грета Гарбо и многие другие ученые, политики, художники, артисты.
Ребенок-левша по сравнению с детьми своего возраста обладает большим словарным запасом, кругозором и эрудицией. И что интересно: у него речевые функции развиваются не так поэтапно, как у правши. Левша может начать говорить позже, но целыми предложениями со взрослыми интонациями. Кстати, малыш иногда сам не знает смысла слов, зато вмиг запоминает стихи и отрывки текста.
Левша наделен возможностью проконтролировать свою деятельность, изменить ее в нужном направлении. Но родители и учителя ему должны помогать, потому что, приспосабливаясь к другим требованиям, ребенок тратит много сил, устает, а это грозит переутомлением.
В чем его слабости
Уязвимым маленького левшу делает сверхчувствительность. Малыш легко считывает настроение взрослых, он обидчив, мнителен, тревожен и неуверен в себе, так что не вздумайте сравнивать его с кем-либо. Ребенок может зацикливаться на неудачах, из-за этого быть капризным или даже проявлять агрессию.При обучении леворуких детей тоже есть нюансы. Все-таки система образования рассчитана на правшей. Начнем с общей дисциплины, принятой в детском саду или школе. Левше, витающем в облаках собственных фантазий, трудно придерживаться строгих правил. Не удивляйтесь, если малыш идет без настроения в детский сад или школу.
Путаница в голове левши будет при письме: он может написать букву зеркально, а слово — вертикально, в слове переставить буквы местами или добавить лишние. Написать слова в предложении без пробелов. Нельзя ругать и торопить малыша, вместо этого придумайте ему игру, в которой герои исправляют ошибки, нарисуйте яркие картинки. Так вы будете общаться с ребенком на его языке.
У маленького левши есть сложности с ориентированием в пространстве, ребенок путается с определениями «лево», «право». Не заставляйте его определять время по циферблату, ему это действительно трудно делать.
Что нужно знать родителям
Нельзя переучивать ребенка писать правой рукой. Он левша, потому что у него такая организация мозга, позвольте ребенку быть самим собой. Переучивание грозит переутомлением, риском появления невроза и прочими психологическими проблемами.Еще одно правило: не ждите от него рекордов и проявления гениальности. Ученые утверждают, что высокие показатели интеллекта определяются от эффективности взаимодействия обоих полушарий. Кроме того, чтобы человек проявил себя, нужны другие важные условия: генетика, воспитание, образование и т.д. А завышенные ожидания родителей как минимум отразятся на становлении личности ребенка.
Предупредите воспитателей в детском саду или учителей в школе, что ваш малыш — левша, к нему нужно относится с пониманием, не критиковать его нестандартные привычки и медлительность. И не акцентировать внимание на этом. У леворукого ребенка не должно сложиться впечатление, что с ним что-то не так, он особенный.
Выбирая своему маленькому левше первые образовательные кружки и школы, начните с простой программы обучения. Помогайте ему с уроками, пусть малыш чувствует поддержку, набирается уверенности и самостоятельности.
Адаптироваться к праворуким заданиям помогают упражнения на мелкую моторику, лепка, рисование, складывание оригами, аппликации (первое время покупайте ребенку специальные ножницы для левши; чтобы пользоваться обычными, ему придется потренироваться).
Левша видит всю картину целиком, поэтому на детали не обращает внимание. Учтите эту особенность при его обучении.Организуя рабочее место школьника, установите лампу справа. Ручку ученик-левша держит на расстоянии не 2 см от листа бумаги, как правша, а чуть выше — 3–4 см. Ошибка — требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
И наконец, один из самых важных принципов воспитания — это умение видеть в ребенке индивидуальность и с учетом этих особенностей выстраивать коммуникацию. Не важно, ребенок правша или левша.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »