«КиноМай» покажет смолянам новинки и поможет детским домам и школам

15.01.2019 Другие статьи

«КиноМай» покажет смолянам новинки и поможет детским домам и школам

Новогодние праздники закончились, а чудеса — нет. В этом году в Смоленске 11-й раз пройдет благотворительная неделя «Детский КиноМай». Традиционно фонд не только балует маленьких смолян киноновинками, но и помогает детским домам и школам материально.

Журналист «Рабочего пути» специально съездил в Москву к президенту фонда Лидии Евтушенковой и узнал, откуда у нее такая любовь к Смоленску…

— Лидия Петровна, сегодня «Детский КиноМай» проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Пскове… Но начиналось-то все со Смоленска. Почему?

— Это было в 2004 году, и благотворительный фонд «Система» выделил деньги на кинофестиваль стран СНГ и Балтии, который проходил в Смоленске. Меня попросили поучаствовать в детском жюри. Я подумала: почему бы нет?

В Смоленске я познакомилась с главой «Москино» Анной Пендраковской и с режиссером «Ералаша» Марией Рязановой. Мы подружились. Но потом фестиваль перебрался в Нижний Новгород, а детская номинация как-то затухла. И мы придумали: нужно сделать отдельный фонд — «Детский Кино-Май». Коллеги сказали: «Лидия Петровна, Смоленск — ваша родина. Давайте начнем там!» Мы собирались ограничиться только Смоленском, но вдруг позвонили из Питера: «Город у нас большой, а для детей никаких крупных фестивалей нет…» С тех пор пошло-поехало.

— Как же в маршрутном листе «КиноМая» появились другие страны?

— Это интересная история. Нас пригласили в Брюссель — выступить на «круглом столе» «Сохранение русского языка и культуры в условиях эмиграции». Доклад получился громким, нами заинтересовались. Приглашения посыпались как из рога изобилия: звали и в Германию, и в Ливан, и в Норвегию, Люксембург… Где-то получилось организовать фестиваль, где-то нет. В Люксембург, например, мы поедем уже в четвертый раз! Но Смоленск для меня всегда в приоритете.

— Я немного запуталась в вашем детстве «географически». Оно, по одним данным, проходило в Смоленском районе, а по другим — в Демидовском…

— Все верно. Я родилась в Смоленском районе, в деревне Каменщина, как и мой брат Владимир (Владимир Евтушенков — крупный российский предприниматель, председатель совета директоров АФК «Система», одна из самых влиятельных фигур в российском бизнесе. — Прим. автора).

Потом отца — он работал директором молокозавода – перевели в Починок. Там тоже был молокозавод, а мы жили в бывшей барской усадьбе. Именно в Починке я пошла в первый класс, но умерла мама, и мы переехали к бабушке. Она жила в поселке Керамзавод. На нашей Заречной улице было много малышни, я — самая старшая. Помню, как летом организовывала классы: мы ставили во дворе скамеечки, все малыши усаживались, а я «вела уроки». Удивительно, но все слушались. Может быть, поэтому я выбрала педагогическое училище… Потом отец женился, и мы опять переехали — сначала в Пржевальское, потом в Подмосковье.

Но я все равно каждый год приезжала на Смоленщину: к подружке в Пржевальское и к бабушке в гости, на Заречную. Это для меня святое место. Когда бабушки не стало, я часто навещала нашу тетю в Новых Батеках. Мы с братом называли ее «мамой». Она была замечательной, теплой и очень помогала.

Когда началась история с «Детским КиноМаем», прежде всего я захотела помочь поселкам Пржевальское и Гнездово. Помню, как мы приехали в 18-ю школу: «Здравствуйте! Мы хотим вам помочь!» Директор опешила: «А что вы хотите взамен?» — «Ничего! Открою небольшой секрет: в этой школе мы учились с братом…»

— Получается, вы коренная смолянка?

— Да. Мама была из обеспеченной и зажиточной семьи. Отец окончил техникум мясомолочной промышленности, вступил в партию, работал председателем колхоза, воевал в финскую. До войны у них родились двое сыновей: старший, Николай, появился на свет в 1927-м, младший, Иван — в 1932-м. Мы с братом Володей родились уже после войны.

Николай, как только ему исполнилось 18 лет, ушел на фронт. Это был январь 1945-го, а 22 апреля он погиб под Берлином. С отцом на фронте они не встретились… Папа был политруком. 26 июня 1941 года его призвали в армию, а осенью он попал в окружение под Вязьмой. Вместе с товарищами они долго пробирались, в лесу закопали свои партбилеты, пытались вырваться из «кольца», но не вышло — их схватили немцы.
8-1 (2).jpg
Отец рассказывал, что солдаты его не выдали: сказали, что Петр Евтушенков – обычный рядовой. Если бы выдали, он сразу бы погиб — коммунистов расстреливали в первую очередь. Три месяца папа находился в концлагере под Вязьмой — это было картофельное поле, обнесенное по периметру колючей проволокой, окруженное собаками и эсэсовцами. Пленные питались мерзлой картошкой, которую фашисты разрешали выкапывать, а еще тем, что перекидывали им за изгородь местные жители.

И вот к маме в Гнездово как-то прибежали: «Прасковья, видели Петра твоего! Он жив! Но находится в концлагере под Вязьмой…» Мама собрала все, что у нее было, — украшения и продукты. На перекладных добралась до лагеря, сговорилась с охраной, что в обмен на обручальные кольца охрана закроет глаза на «пропажу» пленного. Папа взял с собой еще несколько человек, и они убежали. Мама ждала его на телеге — укрыла, перевезла в Гнездово. Он был очень истощен, и она откармливала, чем могла… Жить дома ему было нельзя — приходилось прятаться в лесах. Он стал связным партизанского отряда «Батя».

Когда советские войска освободили Смоленщину, он прошел все изнуряющие проверки советской власти и вернулся в Красную армию. Дошел до Берлина.

— В последнее время у нас заговорили об особом «смоленском» характере людей, которые здесь живут. Как вы думаете, он существует?

— (Задумывается.) Знаете, в этом что-то есть. Столько, сколько перенесли смоляне — набеги, войны, оккупации, — наверное, не перенес ни один город России. Конечно, у нас с вами стоический характер. Как бы ни было трудно, мы не сдаемся.

СКАЗАНО
«Звезды тоже люди. В основном мы берем в нашу команду артистов по рекомендациям. Это лучшая гарантия. Ведь как бывает? Бывает, что актер в ответ на нашу просьбу приехать к детям говорит: «Попробуйте связаться с нашим агентом». Или: «А кто еще из актеров поедет? Я не со всеми езжу». Есть артисты, которые даже в благотворительные поездки ездят только за деньги. Есть, кто много пьет. Нам с такими не по пути».

Лидия Евтушенкова — про отбор артистов на кинонеделю «Детский КиноМай».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также