-
Как в школах Смоленска решают проблему безопасности
25.01.2018 В Смоленске
-
После череды происшествий с применением холодного оружия учащимися в школах Перми и Улан-Удэ в обществе вновь разгорелась дискуссия об организации безопасности учеников. «Рабочий путь» решил обратиться к специалистам разного профиля, чтобы разобраться, что надо сделать для спокойного обучения наших детей.
Первые комментарии, по традиции, поступили от федеральных органов власти. Так, стало известно, Росгвардия пообещала проверить частные охранные предприятия, которые занимаются безопасностью образовательных учреждений.В частности, сотрудники Росгвардии изучат, насколько качественны действия охранных предприятий и насколько они соответствуют законодательству страны. Проверить планируется наличие и исправность систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, сигналов оповещения и управления эвакуацией людей.
В силовом ведомстве также пообещали выработать алгоритмы действий охранников при возникновении ЧС и проанализировать расположение правоохранительных структур для их своевременного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию.
О том, что школы должны охраняться силами Росгвардии, заявила сенатор Елена Мизулина.
— У них отбор кадров очень жесткий. Если и доверять охрану школ, то только государственным службам, — сказала Мизулина в среду на заседании возглавляемой ею комиссии Совета Федерации по совершенствованию Семейного кодекса. На заседании обсуждались последние случаи нападения в российских школах.
— После трагедий в школах Бурятии и Пермского края возникает вопрос о том, кто обеспечивает безопасность школ. Не все школы имеют достаточную охрану. В одних школах она есть, в других нет. Кто эти люди из частных охранных предприятий, работающие в школах? И где их работа, если детей собой защищает учительница (как в Перми)? — заявила Мизулина.
Франц Клинцевич, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представляющий в сенате Смоленскую область, дал такой комментарий центральным СМИ:
— В связи со сменой образовательных стандартов мы пришли к тому, что учреждения предоставляют только образовательную услугу. Воспитания никакого теперь нет, и это очень важная проблема, которую мы сами создали и из-за которой просто упустили детей.
Социальный аспект с годами меняется, либерализация многих процессов, демократизация, свободы, к которым мы, по большому счету, не были готовы, тоже сыграли свою роль. В конечном итоге получилось, что мир изменился, а школа оказалась не готова с точки зрения безопасности. Это важнейшая вещь, которая была упущена. Не могут дети ходить по школам с топорами и ножами. Но, как показала жизнь, каждый второй так ходит, потому что есть конфликты друг с другом, потому что это «круто».
Еще один важный момент — психология. Все больше людей с больной психикой. Я это знаю по военно-врачебным комиссиям перед призывом на службу. Эти факторы тоже надо анализировать, заниматься психическим состоянием детей. Надо вникать, в каких социальных условиях живут, какими социальными лифтами пользуются родители, какая психологическая обстановка в семьях. Зачастую у больных родителей и здоровые дети становятся больными. А у учителей с их нагрузками и бесконечными отчетами нет возможности даже разговаривать с детьми по душам.
Меня могут поправить, мол, какой я специалист, но я не надуманный кандидат психологических наук. И считаю, что на это надо обратить серьезное внимание на государственном уровне.
Ольга Васильева, председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике:
— Во всех этих трагических случаях сошлись несколько аспектов. Наверное, оставляло желать лучшего семейное воспитание — доверительные отношения родителей с детьми; понимание, чем они интересуются, каково их психическое состояние. Но одна семья подчас не решит вопрос. Должно быть взаимодействие ответственных за профилактику структур и социума в решении той или иной проблемы.
В последнее время все больше внимания уделяется не только качеству образования, но и воспитательному процессу. Педагог, обладающий определенными профессиональным навыками, должен обращать внимание на взаимоотношения среди сверстников, интересоваться психологическим климатом в классе. Ведь школа — единый организм. Конечно, охрана в образовательных учреждениях должна выполнять в полном объеме свой функционал. Но и учителя не должны в своей профессиональной деятельности замыкаться только на тех моментах, которые оплачиваются. Нужно исходить из того, что учитель — это не «урокодатель», а человек, который работает по призванию, любит детей и занимается воспитательным процессом с учащимися и их родителями.
Сегодня внешние факторы, в том числе возросший уровень агрессии в обществе, накладывают большой отпечаток на психику подрастающего поколения. Есть определенное равнодушие людей друг к другу. Если все мы не будем замыкаться на своих проблемах и посмотрим вокруг — если человеку плохо, если ребенок не улыбается, если в классе пошли конфликты, нужно профессионально, осторожно вмешиваться в этот процесс и искать, в чем причина, чтобы своевременно помочь, не доводя ситуацию до крайности. Мы же обычно спохватываемся и начинаем искать виновных уже после того, когда случается ЧП. А профилактика, системная работа чаще всего «западает».
Однозначно, меры безопасности, которые сейчас принимаются в местах массового посещения, в том числе детских учреждениях, необходимы. И мы в регионе, по мере возможности, стареемся их усилить. Но, к сожалению, моральное здоровье нашего общества не на том уровне, когда мы можем говорить, что забор или видеонаблюдение спасет нас от подобных проблем.
Что касается Смоленска, то о том, какие меры предпринимаются для защиты школьников в столице субъекта, «Рабочему пути» рассказала заместитель начальника городского управления образования Елена Талкина:
— В областном центре работают 43 школы, 81 детский сад и 10 учреждений дополнительного образования. На сегодняшний день почти все они ограждены. Отсутствуют ограждения только там, где этого сделать нельзя. Например, как поставить забор вокруг исторического здания вечерней школы на площади Победы? Или как оградить детские дошкольные учреждения, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов?
Во всех общеобразовательных школах работают системы видеонаблюдения. Смонтированы они и в 37 детских садах. Повсюду установлены «тревожные кнопки», позволяющие оперативно вызвать полицию.
За последние годы проделана огромная работа по оснащению всех детских учреждений современной противопожарной сигнализацией, за которой следит дежурный на пульте МЧС.
За счет средств городского бюджета в 40 школах установлены арочные досмотровые металлоискатели, а до этого в двух школах поставили металлодетекторы.
Но сделано еще далеко не все. В 2018 году продолжится работа по установке систем видеонаблюдения в детских дошкольных учреждениях, модернизация пожарной сигнализации.
В целях повышения безопасности участников образовательного процесса на входах во все без исключения школы оборудованы посты, на которых дежурят люди, ответственные за пропускной режим. Это могут быть сотрудники частных охранных предприятий или вахтеры.
На первых этажах вывешены стенды с номерами телефонов аварийно-спасательных служб и информацией о том, как надо действовать в критической ситуации. А с учителями и техническими сотрудниками школ по этому вопросу проводятся регулярные инструктажи, учения и тренировки.
Учитывая то, что главными «героями» почти во всех трагедиях оказались ученики этих же школ, в Постановлении главы администрации города «Об усилении мер по безопасности обучающихся во время их пребывания в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях МБОУ» от 17.01.2018 г. особое внимание уделено эффективности работы школьных психологов. Именно они должны различными методами выявлять подростков, склонных к агрессии, входящих в группу риска.
16 — 17 января сотрудники нашего управления проверили все школы на предмет соблюдения пропускного режима. В ходе этого рейда был выявлен ряд недостатков, которые оперативно устранены», — сообщила Елена Петровна.
— Мы, конечно, с большой тревогой смотрели на происшествия в ряде школ страны, когда там случились страшные события, — сказал «Рабочему пути» один из директоров школ Смоленска, попросивший не называть своего имени. — Вопрос безопасности детей в школах очень насущный. И он имеет два аспекта. Первый — нужно не допустить посторонних людей в учебное заведение, а второй — оградить от агрессии учеников внутри школы. Конечно, общаясь с коллегами из других школ города, мы пришли к пониманию, что нам нужны поддержка и консультации в настройке металлодетекторов на входах. Ведь сейчас они по-разному реагируют: могут «увидеть» и ключи, а могут среагировать только на крупные металлические предметы.
Другая составляющая — выявление проблемных подростков внутри школы, это отдельная сложная тема. Как определить, что у ребенка есть какие-то преступные замыслы? Ну и, конечно, хорошо бы обеспечить централизованный подход к организации процесса охраны в городских школах, ведь сейчас нет такого. Каждая школа по-разному определяет возможности охраны. Создание единой службы охраны для всех школ города, по моим прикидкам, может обойтись примерно в 20 млн рублей для бюджета. С одной стороны, большая сумма, с другой — на кону безопасность наших детей. Наверное, стоит обратить самое пристальное внимание на этот вопрос»…
Свое видение ситуации — у профессиональных охранников.
Антон Поляков, председатель совета директоров группы охранных предприятий «Восток-холдинг»:
— Считаю, проблема связана во многом со сложившейся системой финансирования мероприятий по безопасности в общеобразовательных учреждениях. Обычно деньги на эти цели собирают родители, и за ту сумму, которая выделяется, едва ли можно нанять серьезную организацию и получить качественную услугу.
Конечно, контрольно-пропускные функции может выполнять вахтер из числа сотрудников школы. Но максимум, на что он обычно способен, — растащить за уши дерущихся младшеклассников или отогнать нетрезвого посетителя.
Если говорить о пресечении каких-то противоправных действий, то этим должны заниматься лицензированные специалисты. Тогда школа сможет спросить с организации, с которой у нее заключен договор. Но в этом случае на предлагаемую зарплату, часто это около 10 тысяч рублей с небольшим, согласится пойти разве что пенсионер. Отсюда высокая текучесть кадров в этой сфере. Все же для полноценной охраны финансирование должно быть другим.
Но главное, считаю, нужно уходить от человеческого фактора и по максимуму использовать технические средства — устанавливать рамки металлодетекторов на входе, видеонаблюдение, вводить электронные пропуска для школьников и т. д. Чтобы все знали, что без досмотра в учебное заведение не попасть. А это связано с некоторыми неудобствами, и к этому должны быть готовы и администрация учреждения, и родители. Пока не будет на то «политической воли», ничего кардинально не изменится. Утихнет шумиха, пройдут проверки, и все будет тихо до следующего резонансного ЧП».
Спросили мы и мнение родителей по поводу уровня охраны в школах и пожеланий по ее совершенствованию.
Светлана, мама первоклассника (школа №3, Смоленск):
— В нашей школе установлена система безопасности с «воротами» на входе, напротив которых всегда стоит охранник. Справа и слева при входе в рекреацию утром всегда дежурят учителя, пропуская только учащихся и работников школы. Вход родителей — при предъявлении паспорта. Считаю, что в нашей школе усиливать меры безопасности нет необходимости. На мой взгляд, организация удовлетворительная. Поскольку я мама первоклассника, то пока не готова вносить предложения, возможно, позже. За охрану платят 450 рублей в год.
Наталья, мама девятиклассницы (школа №17, Смоленск):
— Школьный совет уже много лет заключает договоры с профессиональными охранными фирмами, обходится это каждой семье в 80 рублей в месяц, 720 — в год. Заметно ужесточился пропускной режим после звонков об угрозе терактов в сентябре прошлого года. Установили на входе металлодетектор, перестали пропускать родителей дальше холла (за исключением родительских собраний). Даже младшеклассников разрешено сопровождать только до дверей рекреации. Если нужно пообщаться с учителем, приходится с ним договориваться по телефону, чтобы вышел. Считаю, этих мер достаточно, они оправданны. На моей памяти охранники останавливали ссоры между школьниками, предотвращали курение. Однажды, правда, попался выпивающий чоповец, который мог позволить себе еще и выйти покурить, но мы пожаловались в фирму, и его тогда быстро заменили.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »