-
Шаг в пустоту, или Как предотвратить эпидемию подростковых суицидов?
27.10.2017 Другие статьи
-
В конце «нулевых» по России прокатилась волна массовых – сериальных – самоубийств подростков. Помню, поразил телерепортаж о гибели двух двенадцатилетних девочек, которые, взявшись за руки, спрыгнули с крыши московской многоэтажки…
Мир тесен: впоследствии оказалась, что одна из этих несчастных девчушек, шагнувших в пустоту, — внучка знакомого мне человека, доцента одного из известных столичных вузов. Причина девичьего суицида так и осталась неизвестна. По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиона человек на планете ежегодно сводят счеты с жизнью. Каждые 40 секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам… Уже много лет Россия — «чемпион» по детскому суициду. Если во всем мире подростки 15-19 лет совершают 10 самоубийств на 100 тысяч населения, то у нас — 38. Как предотвратить подростковый суицид, распознать признаки, подталкивающие ребенка к смерти? Именно об этом и шла речь на VI Международной научно-практической конференции «Личность в пространстве и времени», состоявшейся в октябре в СмолГУ.
— Я считаю, что в рамках нашей конференции слушатели смогли получить бесценные знания, — убеждена доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ Ирина Морозикова. — Смолянам посчастливилось пообщаться со специалистом из Ростова — на – Дону Анной Ивановной Тащевой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета.
Тащева знает, как решить эту проблему, которая в последние годы приобретает во всем мире катастрофический характер — массовые детские и подростковые суициды. Анна Ивановна провела в Смоленске мастер-класс «Профилактика и психологическая коррекция суицидального поведения несовершеннолетних». Основная аудитория интерактивного семинара – психологи, педагоги и медработники. И, конечно же, вы, родители – первые, кто обращает внимание на странное поведение ребенка в семье.
«Спаси меня!»
— По данным ВОЗ, в 2015 году в мире было совершено 800 тысяч суицидов, — говорит Анна Ивановна. Суицидальных попыток в три — четыре раза больше. Это запредельно много! Причина завершенных самоубийств среди несовершеннолетних стала второй (!) по смертности у людей в возрасте от 15 до 29 лет.
В 2015 году Россия вышла на первое место (!) по суицидам несовершеннолетних в Европе. Количество детских и подростковых самоубийств за последние годы возросло на 37 процентов! Максимальное число самоубийств приходится на возраст от 15 до 35 лет.
На одно доведенное до летального исхода самоубийство фиксируется до 200 (!) незавершенных суицидальных попыток у детей и подростков.
Кроме того, суицидальную попытку в России совершал каждый двенадцатый молодой человек, достигший девятнадцати лет. Больше всего суицидов зафиксировано в Республике Тыва (120 случаев на 100 тыс. населения), в Бурятии (87 суицидов), и в Якутии (74).
Также на первый план выходит история с сериальными суицидами, феномен которого продолжает изучаться. Хотя это достаточно старое явление, отмеченное еще в конце XIX века, как проявление подростковой подражательности. Сериалы самоубийств спровоцировали «Страдания юного Вертера» Гете – тогда-то и были совершены первые суицидальные попытки. Впоследствии «синдром Вертера» был обозначен как медицинское явление в XX веке, и сегодня он занимает лучшие умы ученых России и мира. Прыжки с крыш домов, отравление смертельными дозами медикаментов, вскрытые вены. Почему все это происходит?!
Суицид – осознанное лишение человеком себя жизни – это всегда агрессия. При завершенном суициде агрессия человека направлена на себя. Суицидальная попытка адресует агрессию окружающим – родственникам, друзьям, партнерам по браку, любовникам. Потому что суицид – призыв о помощи: «Посмотри на меня, мне плохо. Спаси меня!» Незавершенная попытка уйти из жизни – ресурс работы психолога и психиатра с человеком, который еще не готов умереть.
Суициды совершают люди всех возрастов, однако в отличие от взрослого человека, который способен осознать свой поступок, ребенок лишен этой возможности. И это – страшно! «Нежный возраст» — возраст психологического, личностного и физиологического взросления человека — больше всего и беспокоит социологов, медиков и психологов.
Подростки и дети эмоциональны, некритичны, они поддаются модным тенденциям, не избирательны в выборе собственных решений и зачастую импульсивны. Они не понимают, что задним числом ни за что бы не решились оборвать свою жизнь. Бессмысленно, безвозвратно.
Главное свойство психолога – грамотно расспросить человека
— Телефон доверия. Специалист отвечает на звонок. На другом конце провода – мальчик в депрессии. Делает длинные паузы, говорит с придыханием, полушепотом. «Я хочу отравиться». Психолог спрашивает: «Что за таблетки?» Мальчик отвечает, и моего первого фельдшерского образования хватает, чтобы понять – он готов умереть.
«Я все равно умру, но боюсь погибнуть опозоренным. Хочу уйти с незапятнанной репутацией. – Что с тобой? — У меня сильно болит живот. – Ты говорил об этом маме, врачу в школе? — ПАУЗА. – Не могу. Опозорюсь». Психолог задает длинную серию вопросов и выясняет, что проблема парня – элементарная мастурбация, вызванная подростковой гиперсексуальностю! По незнанию он решил, что это – смертный грех, и над ним будут все смеяться.
«У тебя болит живот. Как ты справляешься с сильной болью? — Стараюсь сделать так, чтобы этого никто не заметил». Мальчик рассказал, как прошел его день: получил на уроках «четыре» и «пять», играл в баскетбол. Разве с сильной болью станешь прыгать с мячом?!
Он страдает не от физической боли, а от душевной! Подростку срочно нужен врач – а вдруг у него все признаки аппендицита?
«Был у врача? — Нет. – Как долго это длится? — Полтора месяца. Ему объясняют, что острая боль долго длиться не может — человек скончается от болевого шока. «Участковый врач – подруга моей матери, я перед мамой опозорюсь».
В разговоре выясняется, что школьный врач подростка… устроил собрание, на котором разбиралось поведение мальчика, занимавшегося в туалете мастурбацией. Недопустимое поведение взрослого человека, медика!
Замкнутый круг, состояние безысходности!
Что специалист должен был сказать подростку в первую очередь? Что ничего страшного и постыдного с ним не произошло, это – жизнь! «Ты встретишь свою любовь, либо найдешь способ реализовать свои эмоциональные всплески в творчестве, учебе, спорте. Ищущее выход либидо – не основание для суицида!»
Разговор длился два часа. Речь мальчика стала оптимистичной, он начал задавать вопросы. стало ясно: он готов к конструктивному диалогу и больше не хочет глотать таблетки. Отличный результат!
Подросток проникся доверием конкретного человека. «Позвони, когда тебе будет нужно. Только разберись с причиной своей боли! Сходи к доктору, пожалуйся на проблему – живот не может болеть на протяжении полутора месяцев, и врач найдет у тебя заболевание, которое, возможно, требует причину медицинского вмешательства».
Виды суицидов у детей и подростков:
— демонстративный (привлечение внимания);
— аффективный (грубо обошлись, оскорбили);
— истинный суицид.
Суициды делятся на преднамеренные и непреднамеренные, демонстративные и импульсивные.
Тревожные звонки игры со смертью
— Подросткам свойственна повышенная склонность к самокритичности, критичности ко всему окружающему, прежде всего к родителям – взрослым.
Какие причины могут вызывать суицидальное поведение?
Ссоры с друзьями, педагогами, родителями, размолвки с любимыми. Ведь мы все время с кем-то ссоримся! Да мало ли кто про нас сказал дурное?! Но именно в этом «нежном» возрасте к замечаниям относятся запредельно болезненно и остро на них реагируют.
Ребенку кажется, что его не любят, недооценивают и не понимают. Подросток нуждается в одобрении самыми значимыми для него людьми – взрослыми и сверстниками, особенно противоположного пола. Первая любовь, ревность, измена… Случайная беременность, подозрения по поводу сексуальной несостоятельности. Причин – масса!
К тому же ребенок не способен оценить последствия своих суицидальных действий – дети не понимают, что такое смерть. Смерть – событие невозвратное, а не компьютерная игра, по условиям которой можно пополнить количество «жизней».
С точки зрения взрослых, мотивы, которыми дети и подростки объясняют свести счеты с жизнью, абсурдны. У взрослых все серьезно – банкротство, изнасилование. А тут – ерунда полная: Марья Ивановна в классе накричала на Васю! Какая разница, кто на тебя кричит?.. В жизни еще и не такое будет. Глубокое заблуждение! Неизвестно откуда взявшаяся печаль сына — тревожный звонок, который нельзя оставлять без внимания.
Как правило, взаимосвязь попыток суицида у детей и подростков отличается девиантным поведением (нарушение правил – прогулы занятий), или действиями, попирающими законы общества – воровство, мошенничество, нанесение сверстникам тяжких телесных повреждений.
Причины суицидального поведения часто комбинируются, усугубляя положение человека, но они всегда сочетаются с отсутствием доверительного общения подростка со значимым для него окружением. Папа отругал, учительница обидела – это не причина, а повод. Люди не сумели найти общего языка, повернуться лицом друг к другу и решить проблему сообща!
«Я — позор семьи»
— Также возникновение суицидального состояния провоцирует депрессия, которая проявляется у детей и подростков иначе, чем у взрослых.
Дети ощущают депрессию как потерю энергии, демонстрируют печаль (понурый вид, опущенная голова). У них возникают проблемы с аппетитом. Ухудшается успеваемость, снижается интерес к учебе. Дети страдают от страха неудачи, ощущают свою неполноценность: «Я некрасивый, не такой, как все», негативно оценивают себя: «Расскажи, какой ты? – Я злитый (злой)!» Малыши чувствуют себя заслуженно отвергнутыми: «Я предатель, тряпка!» и избыточно самокритичны: «Я — позор семьи, зачем я родился на свет». Они не хотят общаться с другими людьми, дерутся, ругаются.
У подростков депрессия проявляется по-другому. Они сетуют на скуку, жалуются: «Я устал», у них растет неусидчивость. Подростки фиксируют свое внимание на мелочах и пытаются их анализировать. Обычно про таких говорят: «Какой же ты нудный!» Ребята становятся эмоциональными, рассеянными и агрессивными, замыкаются в себе, демонстрируют непослушание, бунтуют и злоупотребляют алкоголем, начинают плохо учиться и пропускают занятия в школе.
Эти сведения важны для педагогов! Нужно вовремя заметить тревожные признаки, сопутствующие суицидальным настроениям и успеть предупредить их, — особо отмечает Анна Ивановна Тащева. — Задача психолога и педагога вовремя направить проблемного ребенка к психиатру или психотерапевту, потому что за такими детьми нужен круглосуточный присмотр. В психиатрическом отделении есть специальная наблюдательная палата и медработники, способные оказать медикаментозное лечение, которое снимает острое состояние. Только после проведения всех этих мероприятий можно начать разбираться в причинах суицидальной готовности пациента.
Однажды мой знакомый коллега долго пытался объяснить матери студентки одного из столичных вузов, что девочке нужна срочно помощь психиатра. Мать должна дать согласие на психиатрическое обследование дочери, иначе будет беда! Девочка всю ночь простояла на балконе 16-го этажа – поссорилась с комендантом общежития. Он уговаривал маму по телефону вызвать психиатрическую бригаду. Женщина рыдала в трубку: «На девочке поставят клеймо – психическая!» Запомните раз и навсегда: психиатр – такой же врач, как и психотерапевт или психолог. Ничего позорящего человека в том, что к нему вызвали специалистов скорой психиатрической помощи, нет. Нервный срыв может случиться с каждым!
«Попрыгунья – стрекоза»
— Психологический смысл суицида – его содержание и определение адресата этой информации, для чего ребенку это нужно, и к кому он обращается, воспроизведя деструктивное поведение.
Девочке Кате десять лет, но она уже успела совершить две суицидальные попытки, — делится практическим опытом Анна Ивановна. – Первый эпизод – школьница намеревалась спрыгнуть с крыши дома, второй – броситься под электричку. Задача специалиста: разобраться с видом суицида и его мотивами. Самое главное – грамотно расспросить пациента: «Мама говорила, что ты хотела спрыгнуть с крыши. – Да. – Расскажи, как это было? Что за дом, сколько там этажей? – Два».
После пережитого человеком страха смерти любая неосторожная фраза может стать дополнительным спусковым крючком для повторения попытки самоубийства. Надо продемонстрировать свою целеустремленность, настойчивость!
«Мама говорит, что я придуриваюсь…». Категорически нельзя так говорить! Из вредности, желания всегда достигать результата подросток может действительно уйти из жизни – чтобы доказать свою правоту и смелость.
«Ты могла спрыгнуть со второго этажа и не пострадать. Но я знаю случай, когда женщина шла по улице, поскользнулась, получила тяжелейшую травму мозга и уже девять лет лежит парализованной».
Это – реальный случай из жизни. Зачем было рассказывать ребенку о прикованной к постели несчастной женщине?
«Катя, ты красивая, спортивная – кандидат в мастера двух видов спорта, у тебя есть юношеский разряд по третьему виду спорта. Учишься в школе почти на одни пятерки. Скажи, зачем ты забралась на крышу? Ты была одна, или с товарищами?»
Упоминание о присутствии близких людей очень важно! Попытка суицида чаще всего происходит, если рядом находится значимый для подростка человек – основной источник проблемы, символизирующий знак демонстративно-шантажного суицида.
Рядом с Катей были ее друзья. Славику – 19 лет, Жене – 14 с половиной.
«Декабрь, крыша обледенела. Да ты просто сорваться могла! А что в это время делали Женя и Славик? Женя плакала, а Славик кричал: «Не дури, слезай!» Он полез на крышу и снял меня оттуда».
«Катя, помнишь историю с парализованной женщиной? Представляешь, как это страшно – пролежать в постели девять лет без движения? – Нет. – Хочешь попробовать? (мама дала согласие на эксперимент). – Психолог и мать туго бинтуют скотчем Катю. Та даже головой пошевелить не может. Но все равно упорствует: «Да это легко!» — «Давай попробуем».
Девочка задергалась на седьмой минуте и попросила ее развязать. «Нет!» На 15 минуте Катя спросила: «А что потом случилось с этой тетенькой?» — «Она скончалась в муках». Коллега рассказал ей о пролежнях – неизменных спутниках парализованных людей, запах разлагающихся от неподвижного лежания на койке тканей могут вынести только медработники. «Друзья перестанут к тебе приходить – у них своя жизнь. Им будет неприятно видеть тебя. Они закончат школу и поступят в вузы. А за тобой будут ухаживать родители и медики. Ты даже муху со лба сама согнать не сможешь! — Тебя устраивает такая жизнь? А ведь все могло быть еще хуже из-за глупой попытки лишить себя жизни».
Второй эпизод — с электричкой. Четыре часа ночи. Катя пришла на вокзал, она пьяна, видит подъезжающую к перрону электричку и вспоминает о новой возможности привлечь к себе внимание. Рвется к электричке, но у друзей хватает ума и сил удержать девочку от страшного шага.
Психолог спрашивает у Кати: «Ты когда-нибудь видела людей, раздавленных электричкой? – Нет. – Когда я учился в медучилище, у нас была практика на «скорой». Ты знаешь, что такое совковая лопата? Это такая лопата, которой с рельсов сгребают то, что остается от сбитого и раздавленного поездом человека».
К несчастью, мой коллега стал свидетелем подобного случая.
«От человека ничего не осталось. Кровавые ошметки, фрагменты костей. Ты же наверняка думала, как тебя будут хоронить? В белом платье, как невесту? Не будет этого. – Почему? – Тебя похоронят в закрытом гробу, потому что твое красивое, мощное, полное жизни тело размозжит и разметает по рельсам. Гроб не откроют, чтобы не пугать людей!»
Катя расплакалась. Положительный результат достигнут. Психологу нужно привести примеры, которые помешают ребенку решиться на суицид во второй раз. Разговор очень трудный, но на него нельзя жалеть времени!
Справка «РП»
Научный форум организовала кафедра педагогики и психологии СмолГУ. Конференция проводится с 2009 года и в этом году проводится в шестой раз. За это время она стала традиционной и посвящена памяти заслуженного работника высшей школы РФ, доктора психологических наук, профессора Валерия Абрамовича Сонина. Тема особенностей развития личности в современных условиях остается актуальной для философов, психологов, педагогов, культурологов, экономистов, социологов из Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана и различных регионов России, среди которых уважаемые ученые: А.С. Брычков, С.В. Персиянцева, Н.П. Сенченков, А.И. Тащева, К.Е.Кузьмина, И.В. Морозикова и др. В течение двух дней активно обсуждались проблемы по ее основным направлениям: личность в современном информационном пространстве; психолого-педагогические и медицинские проблемы изучения личности; деформации просоциального, делинквентного и других форм поведения человека в современном мире; личность и профессиональная среда; проблемы творчества, способностей и одаренности личности.
Особенностью данной конференции является ориентированность ее на социальное партнерство и практическую направленность, взаимодействие между РАО, вузом, школой. Проведенные лекции и мастер-классы вызвали интерес слушателей и получили положительную оценку. Всего в работе конференции приняло участие более 120 человек.
Мне кажется, что высказывание К. Роджерса «Двери в душу человека открываются наружу, поэтому никакое давление извне не может привести к ее раскрытию», является ключевым положением сегодняшней конференции.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »