-
Отличная учеба: гены решают почти все
09.10.2014 Развитие
-
Если вы отлично учились в школе и институте, показывали высокие результаты на экзаменах и легко преодолевали все трудности, связанные с обучением, можете благодарить за это хорошую наследственность. Результаты нового исследования, в котором были задействованы тысячи пар близнецов, продемонстрировали, что на показатели академической успеваемости очень существенно влияют, помимо уровня интеллекта, такие индивидуальные особенности, как характер, уровень личной мотивации, уверенность в себе и другие. То есть черты, в значительной степени определяемые генами.
Человечеством давно замечено, что уровень умственных способностей человека – наследственный фактор, который передается из поколения в поколение. Результаты недавних исследований подтвердили эту народную мудрость: в июне 2012 года международная группа ученых сообщила о выявлении целой генетической сети, от которой зависит уровень IQ. Были найдены 24 точечные мутации в шести генах. Все они связаны с индивидуальными различиями в структуре ключевых сигнальных путей в головном мозге и определяют скорость прохождения нервных импульсов из одной его области в другую. Эти структурные особенности головного мозга, определяющие способность к работе с новой информацией, объем кратковременной памяти, скорость реакции и так далее, то есть все то, что входит в понятие «интеллект», и передаются по наследству.
Однако, как известно, высокий IQ и отличная академическая успеваемость – далеко не синонимы. Для успешной учебы в школе требуется благоприятное сочетание множества других личностных качеств и в какой степени пятерки по всем предметам зависят от генетического профиля учащегося, было до сих пор неясно. Пытаясь разобраться в этом предмете, исследователи из King’s College London (Великобритания) привлекли к участию в своем исследовании более 11 тысяч пар идентичных и неидентичных близнецов, появившихся на свет в Объединенном Королевстве с 1994 по 1996 год.
Вместо того, чтобы сфокусироваться на уровне IQ участников, ученые провели анализ 83 различных других индивидуальных показателей. Для этого 16-летние на момент исследования подростки и их родители отвечали на множество вопросов самого разного свойства – например, насколько счастливыми молодые люди себя ощущают, насколько любят школу, насколько старательно делают уроки, и так далее. Затем исследователи совместили все эти данные с результатами, показанными каждым из участников во время экзамена на получение General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат GCSE– аналог нашего аттестата о неполном среднем образовании. Этот экзамен, включающий в себя обязательные предметы – математику, английский язык и научный блок – сдают абсолютно все британские школьники.
В итоге авторам исследования удалось выявить восемь групп личностных психологических характеристик, которые в значительной степени определяются наследственностью и в совокупности играют не меньшую роль в академической успеваемости, чем интеллект. Речь идет о таких чертах, как уверенность в себе, эмоциональное равновесие, особенности характера и поведения в различных обстоятельствах, уровень личной мотивации, способность к концентрации и так далее. Авторы оценили вклад полученных с генами особенностей психики в результаты школьной учебы в 62 процента. А вместе с уровнем IQ генетический базис отличной успеваемости достигает 75 процентов.
«Полученные нам данные позволяют понять, почему академические успехи детей столь различаются, — цитирует журнал Science психолога Кайли Римфелд (Kaili Rimfeld), одного из авторов опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences работы. – Оказывается, в том, насколько легко дети проходят процесс обучения, ключевую роль играют генетические факторы, причем не только уровень интеллекта, но и личностные особенности».
Осознание этого факта, подчеркнула Римфелд, еще раз указывает на важность персонализированного подхода к обучению. В идеале ученики должны расходиться по классам в соответствии с личными особенностями, где их будут учить, используя совершенно различные приемы, кому что больше подходит. Кого-то — с помощью компьютерных программ, а кого-то – через игру.
Последние комментарии
Инна: Надежда, вы не одиноки в »
надежда: ну что у вас за »
надежда: что за беспредел в этом »
Центр развития Радуга Москва Южное Бутово: Логопед-дефектолог для »
гость: Странно, трехразовое »